ольга платонова
Организация педагогических условий развития основ патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация педагогических условий развития основ патриотизма у старших дошкольников.
Актуальность. Согласно теоретическому обоснованию данной проблемы, именно дошкольной возраст благоприятен для развития патриотизма и духовности. Особое внимание отводится рассмотрению этапов, компонентов, критериев и методик патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Проанализированы организационные условия развития основ патриотизма в дошкольных учреждениях. Представлен анализ диагностик по выявлению основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Публикация «Организация педагогических условий развития основ патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Патриотизм это, прежде всего привязанность к месту своего рождения, месту жительства, любовь к отчизне, любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Большое внимание патриотическому воспитанию уделяется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в нем ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности пoзитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений дошкольников о малой родине и Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Новое время, другие дети, требуют постоянного совершенствования методов и приемов воспитания и обучения для достижения определенной цели, решения поставленный задач. Не просто приходится и с выбором педагогических технологий. Они должны быть современными, интересными детям, гармонично
– содержательными.
Каков же выбор технологий? Можно использовать:
метод проектов;
технология мини-музеев (музейная педагогика);
информационно-коммуникационные технологии
Применение новых технологий в педагогике позволяет открыть ряд новых возможностей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Метод проектов стал более продуктивной в эти дни. Технология проектирования является одной из самых современных технологий.
Метод проектов
Используя технологию проектирования в определенном направлении, мы непосредственно работаем с ребенком. Способствуем эффективному взаимодействию взрослого и ребенка. Любознательность, стремление к познанию чего-то нового, исследовательская активность – нормальное состояние для дошкольника. Им характерно постоянное получение нового интересного материала, поисково-исследовательская деятельность, переработка и анализ полученных данных. Детям интересна сама по себе исследовательская деятельность своей составляющей. Это новые открытия, эмоциональные переживания, ожидание результата, сохранение интереса ребенка к теме на протяжении всего ис следования. В ходе проекта дошкольники учатся воспринимать информацию, делать умозаключения и выводы, обосновывать.
У каждого маленького ученого-исследователя присутствует отличительное качество – умение найти среди «ОБЫЧНОГО» что-то «НЕОБЫЧНОЕ». Маленькому исследователю нужно научиться задавать вопросы, получать на них ответы, отвечать самому. И порой услышанные ответы не всегда совпадают с ответами его самого.
Для того, чтобы работа была наиболее продуктивной, чтобы поведение ребенка в ходе исследования было естественным нужны определенные условия, которые бы поддерживали интерес ребенка, активизировали познавательно- исследовательскую деятельность.
В настоящее время метод проектов актуальный, и эффективный. Этот метод позволяет синтезировать полученные знания, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, совершенствовать творческие способности
Технология метод проектов эффективна в работе с детьми по данному направлению, потому, что является личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Благодаря этой технологии ребенок получает первый жизненный опыт в общении с окружающей действительностью. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Технология мини-музеев (музейная педагогика)
Во многих дошкольных образовательных учреждениях практикуется организация мини музеев, выставочных залов, тематических уголков, которые получили свою популярность не только среди работников, но и среди родителей. Тематика для организации таких уголком и мини музеев выбираются самые разнообразные, они могут быть приурочены к определенным праздникам, календарным дням или тематическим неделям. Например: «Уголок народного искусства», мини-музей «Обычаи и традиции нашего народа», выставка «Великий День победы».
Ценность данной технологии достаточно высока. Посещая такой мини – музей дети не только приобщаются к традициям русского народа, определенным событиям. Они сами могут в них участвовать: трогать вещи, рассматривать предметы, читать стихи. В таких уголках удобно проводить тематические задания, использовать определенные атрибуты (народные костюмы, предметы интерьера и быта). Ведь возникновение патриотических чувств берет свое начало в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно- патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Информационно-компьютерная технология
Детство – особенный период в развитии ребенка. В силу своих эмоциональных реакций, в силу своей непосредственности, открытости души, наиболее благоприятен и важен для формирования патриотических чувств у дошкольников.
ИКТ (информационно-компьютерная технология) – в последнее время все чаще используется с детьми на занятиях по патриотическому воспитанию. Она способствует повышению эффективности совместной организованной деятельности взрослого и детей.
Использование в образовательном процессе современных инновационных технологий, способствует обогащению представлений дошкольников об окружающей их действительности, получению знаний и опыта, увеличению мотивации к знаниям. Ни в коем случае ИКТ не может заменить традиционные средства и формы приобщения детей к культуре и истории своей малой Родины, а эффективно дополняет и совершенствует их.
Педагоги часто используют в работе с детьми цикл презентаций, у основания которого находится деятельность по развитию чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. В ходе образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром используются беседы следующего содержания: «Папин день», «У моей мамы руки золотые». Дети с большим интересом слушают друг друга и охотно рассказывают о своих родителях, их увлечениях, профессиях. Рисуют портреты членов своей семьи. Готовят подарки мамам и папам на праздники.
На занятиях по ознакомлению с социальной действительностью используются педагогом беседы следующего характера: «Мой любимый дом», «Моя малая Родина» и т. д. Такие беседы формируют у детей чувство гордости за свою Родину, желание участвовать в ее судьбе.
Педагоги широко используют в работе мультимедийные разработки
«Наш край в прошлом и сейчас», «Наш любимый город Белгород», Которые позже используются на занятиях и родительских собраниях. Можно организовать онлайн экскурсию по памятным местам нашего города. Результатом такой целенаправленной работы у детей формируются не только знания о своем крае, но и правила поведения на его улицах. Воспитывается чувство уважения к жителям. И конечно же самой важной темой патриотического воспитания детей любого дошкольного возраста, остается: «Наша Родина – Россия». Разрабатывается цикл бесед с использованием мультимедийных презентаций по темам: «Мы – Россияне», «Что я знаю о России», «Москва – столица нашей Родины»,
«Фольклор русского народа» (заклички, частушки, колыбельные).
Успешно используется на всех мероприятиях ДОУ совместно смонтированные мультимедийные материалы, созданные совместно с родителями и детьми (презентации, видео, онлайн конференции, онлайн экскурсии и т. д.). Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
У наших детей есть Родина, Отечество… У истока этих слов знакомые до боли образ матери, образ отца, родителей, тех, кто дал жизнь новому человеку.
Чувство Любви к Родине начинается с малого: любви к родным, дому, малой Родине… Совокупность этих чувств дает уверенность в себе, чувство защищенности. Следовательно, если нам удастся у детей развить чувство привязанности к родным, своему дому, то при грамотно организованной педагогической работе, через определенное время оно дополнится чувством любви и привязанности к России.