Татьяна Ковригина
Социальный проект «Организация отдыха на переменах младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Адышева Структурное подразделение Кировского регионального отделения
ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы) ДИМСИ/АДЫШЕВО
Социальный проект
Организация отдыха на переменах
младших школьников «Наша ДИМСИТЕКА»
Автор:Воробьева Полина Ученица 10 класса, министр культуры
Руководитель:Ковригина Татьяна Анатольевна старшая вожатая
село Адышево, 2019 год
Информационная карта
1. Название социального проекта «ДИМСИТЕКА»
Публикация «Социальный проект „Организация отдыха на переменах младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Команда, разработавшая и осуществляющая проект (название детского объединения) Структурное подразделение ДИМСИ/АДЫШЕВО
3. Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный тел. МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район,
с. Адышево, ул Советская, д11
4. ФИО старшей вожатой, контактная информация.
5. Целевая группа Обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы
6. Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проекта обусловлена:
- повышенной возбудимостью у одних и малой подвижностью у других младших школьников во время неорганизованных игр на переменах;
- недостаточной степенью коммуникации между разными классами начальной школы и ребятами из старшего звена;
- повышенной телефономанией – игры в интернете.
7. Цель и задачи проекта
Цель:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи проекта:
• провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;
• подготовить игры для детей, учитывая их интересы;
• научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;
• научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно
8. Краткая аннотация содержания проекта Подготовка и проведение командой СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО» подвижных игр во время перемен для обучающихся начальной школы
9. Сроки выполнения проекта Октябрь 2018 г - май 2019 г.
10. Социальные партнеры Учителя начальных классов, старшая вожатая, социальный педагог
11. Предполагаемая стоимость проекта 0 рублей
12. Георгафия проекта МОКУ СОШ с. Адышева 612077 Кировская область, Оричевский район, с. Адышево, ул Советская, д11
Актуальность проекта
Младший школьник, в силу своих физиологических особенностей, очень подвижен.
Малоактивное поведение во время уроков частично компенсируется двигательной активностью в перемены.
Поэтому, стремящиеся к движению ученики начальной школы особенно любят бегать на переменах, а это очень опасно, так как в любой момент можно получить травму.
Одной из самых полезных и интересных форм работы с учащимися начальных классов являются подвижные игры на переменах.
Игры на переменах являются необходимым элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.
В среднем, для детей, которые не занимаются в спортивных секциях (порядка 70%, примерное время двигательной активности в неделю не превышает 3 часов 35 минут.
Реализация проекта позволяет увеличить время двигательной активности учеников 1-4 классов на 50 минут в неделю, что составляет 25% от исходного уровня. При этом время двигательной активности в неделю составит 4 часа 25 минут.
Кроме того, организация свободного времени младших школьников позволит эмоционально разгрузить детей после урока, а некоторые игры и упражнения будут способствовать настрою на следующий урок.
И самое актуальное в настоящее время, являющееся панацеей детей всех возрастов, это «зомбирование» телефонами и компьютерными играми.
Благодаря организации игр во время перемен у учащихся младших и средних классов не останется время на игры в телефоне.
Необходимо отметить, что, проводя подвижные игры с младшими школьниками, ребята из старшего звена сами будут участвовать в них.
Таким образом, повышается работоспособность как у младших школьников, так и у ребят старшего звена.
Реализация данного проекта командой активистов СП решает несколько задач:
• сплочения коллектива школы (налаживаются тесные дружеские отношения между разными классами начальной школы и между младшим и старшим звеньями);
• у детей укрепляется ощущение себя частью коллектива не только своего класса, но и всей школы;
• воспитываются качества ответственности, взаимовыручки, доброжелательности, заботы друг о друге, повышается общий эмоциональный настрой.
Подвижные игры на перемене являются сильным положительным зарядом на весь день для всех участников.
Цель проекта:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи проекта:
• провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;
• подготовить игры для детей, учитывая их интересы;
• научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;
• научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно
Срок реализации проекта: сентябрь-май (2018 -2019 уч. г)
Инициаторами и организаторами проекта являются: Министр Культуры и активисты 7, 8, 9, 10 классов СП ДИМСИ/АДЫШЕВО
Критерии оценки:
№
1 Структура описания проекта
Краткая аннотация проекта (идея)
Партнеры проекта
Актуальность проекта
Цель проекта, задачи
География проекта
Целевая группа
Команда проекта (распределение обязанностей)
План реализации проекта
Бюджет проекта
Перспективы развития проекта
2 Подтверждение деятельности (фото, видео и др.)
3 Мониторинг (в любой форме)
Практическая значимость:
• улучшение игровой зоны на 1 этаже начальной школы – использование аудио и видео записей, транслирующийся с телевизора на стене в фойе;
• организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников;
• смета проекта составляет 0 руб, т. к. в школе есть весь сопутствующий инвентарь (мячи, ракетки, веревки и кегли);
Тип проекта: социальный
План подготовки и реализации проекта «ДИМСИТЕКА»
Заседание Министерства Культуры, 17 – 28 сентября 2018
Постановка проблемы. Изучение нормативно-правовой базы по проблеме организации деятельности младших школьников во время перемен
Тестирование младших школьников «Поведение детей на уроках» Анализ результатов теста (Тест и результаты см. Приложение № 1) 8 и 22 октября
Выявление разных симптомов, проявляющихся во время уроков, негативно влияющие на поведение детей
Проведение анкетирования школьников 1-4 классов
Анкета «Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах»
(см. Приложение № 2)
Выявление потребностей младших школьников в организованной деятельности на переменах
Разработка методического обеспечения проекта (см. Приложение № 3)
22 -31 октября Составление графика проведения подвижных игр командой активистов
(см. Приложение №4)
Обучение команды совета социального направления
Знакомство с методикой их проведения
(деление на «активные тройки»; выбор дней и игр)
(см. приложение №5)
Май 2019
Анализ полученных результатов.
Выводы.
Корректирование планов на будущее.
Ожидаемые результаты:
1. Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;
2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;
4. Занятость младших школьников на переменах;
5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;
6. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.
Перспективы развития проекта:
Дальнейшее развитие проекта мы видим в реализации его социально–общественной функции:
• пополнение методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены» новыми играми и упражнениями;
• организация и проведение игр на переменах для младших школьников в следующем 2019-2020 уч. году;
• включение в проект учащихся среднего звена (5-7 классов, для передачи опыта и обучения.
К перспективам дальнейшего развития проекта относятся:
• проведение благотворительных концертов для разных слоев населения села Адышева (разучивание танцевальных движений на переменах можно использовать в подготовке танцевальных номеров);
• проведение специализированных мероприятий, ориентированных на подрастающее поколение (мастер - класс; игра-шоу; викторина/конкурс и т. п);
• фестивали детского творчества – подведение итогов.
Приложение № 1
Тест «Поведение детей на уроках»
источник: «Настольная книга школьного психолога 1-4 классы»
авторы: Новикова Л. М., Самойлова И. В.
В тестировании приняли участие обучающиеся 1-4 классов Адышевской средней школы. Всего было опрошено 48 человек.
Тестирование провели активисты ДИМСИ
Результаты теста:
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что благодаря реализации проекта «ДИМСИТЕКА» у младших школьников заметно снизились следующие показатели:
Симптомы До реализации проекта
Кол-во человек Во время реализации проекта Кол-во человек
Тревожность 28 20
Утомляемость 39 31
Отвлекаемость 45 41
Демонстративность 28 23
Двигательная активность 43 35
Проведенный опрос показал, что благодаря реализации социального проекта «ДИМСИТЕКА» у школьников 1 – 4 классов заметно снизились показатели по всем 5 пунктам, что говорит о достижении поставленных задач.
Благодаря занятости на переменах младшие школьники меньше балуются на уроках, утомляются и самое главное уменьшился показатель тревожности на уроках.
Приложение № 2
Анкета «Потребности младших школьников в организованной деятельности на переменах»
Анкетирование проводилось командой активистов СП «ДИМСИ/АДЫШЕВО»
Всего в опросе участвовало 63 ученика 1-4 классов.
Анкета состояла из трех этапов:
1. этап - Детям задавался один вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься на перемене?»
И предлагались варианты ответов:
А) играть,
Б) готовиться к следующему уроку,
Г) общаться с друзьями,
Д) читать,
е) рисовать
Результаты 1 этапа:
Во время анкетирования выяснилось:
А) Из всех видов деятельности на перемене наиболее популярна игра – 90% из числа опрошенных.
Б) На втором месте – 20% высказались за подготовку к следующему уроку.
В) на третьем месте – 10% - любители спокойного общения.
Любителей почитать и порисовать было единицы.
А вот лидером дополнительного (своего) ответа, конечно был – поиграть в телефоне, но мы заблаговременно не внесли его в таблицу.
2. этап - Детям задавался вопрос «Какие игры вы предпочитаете на перемене?»
И предлагались варианты ответов:
А) подвижные,
Б) спокойные.
Результаты 2 этапа:
В результате опроса выяснили, что большинство опрошенных - 97% отдали предпочтение подвижным играм, и только 15% - за спокойные игры.
3. этап - Детям был задан вопрос: «Игры на перемене. С кем тебе интересно играть?»
И предлагались варианты ответов:
А) с одноклассниками,
Б) с мальчиками/девочками,
В) с ребятами других классов.
Результаты 2 этапа:
В результате опроса выяснили, что большинству младших школьников интересно играть:
78% детей – с одноклассниками;
80% детей – с ребятами из других классов;
45% детей – с мальчиками или девочками.
Т. О. в результате проведенной анкеты мы получили результат:
90% опрошенных учащихся 1-4 классов Адышевской средней школы предпочитают на переменах играть, 97% выбрали – подвижные игры и 80% детей хотят играть с ребятами из разных классов.
Приложение № 3
Методическая копилка
«Подвижные игры для младших школьников во время перемены»
Отбор подвижных игр осуществлялся по следующим критериям:
возраст младших школьников (от 6 до 10 лет)
длительность перемены (15 мин.)
место проведения игр (рекреация 1-ого этажа)
Исходя из этих критериев и результата опроса школьников, мы провели более 25 различных подвижных игр в течение времени с 7 ноября по 28 ноября 2018 и с 16 января 2019 г по настоящий момент.
Предпочтения школьников выразились в том, что они лучше освоили правила, предлагали провести, а затем и сами организовывали следующие игры:
"У медведя во бору"
Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Дети подходят и медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит,
Он на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово - "рычит", "медведь" с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать, Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будет поймано трое-пятеро ребят.
«Чай-чай – выручай!»
2-3 водящих догоняют остальных игроков и салят их. Засаленные останавливаются на том же месте и, расставив руки, и кричат: «Чай-чай – выручай!» Незасаленные игроки могут выручить их, коснувшись рукой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 незасаленных игроков на площадке. Они и становятся следующими водящими.
"Совушка"
Из числа играющих выделяется "совушка". Ее гнездо в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка"-в гнезде.
По сигналу ведущего: "День наступает, все оживает!"-дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо, За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться по площадке.
После двух-трех выходов совушки" на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают "совушке" подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
"Кошки-мышки"
Участвуют две команды. Одна ("мышки") размещается на длинной стороне площадки. Другая - на середине площадки образует мышеловку:
Игроки стоят в трех шеренгах, взявшись за руки, лицом к "мышкам". Расстояние между шеренгами - 1-1,5 м. В коридорах между шеренгами - по одной "кошке". По первому сигналу самые смелые "мышки" пробегают на другую сторону площадки, пролезая под руки стоящих в шеренгах. "Кошки", бегая по своим коридорам, стараются поймать как можно больше "мышек". По второму сигналу стоящие в шеренгах отпускают руки, поворачиваются направо и снова берутся за руки. В образовавшиеся свободные проходы устремляются остальные "мышки". "Кошки", оказавшиеся в отрезанном коридоре, не имеют права ловить "мышек". Игра повторяется несколько раз. Отмечаются лучшие "кошки" и "мышки". Затем дети меняются ролями.
«Бездомный щенок»
Количество игроков - 7-9
Инвентарь: мел.
На полу рисуются круги. Участники игры, их на один больше, чем кругов. По хлопку старается занять место, один игрок остается без места. Он выбывает, один круг стирается. Выигрывает тот, кто останется последним.
«Цепи кованые»
Все игроки делятся на две команды, берутся за руки и расходятся двумя шеренгами к противоположным сторонам площадки. Команды по-очереди произносят:
- Цепи кованые, разбейте нас!
- Кем?
- Антоном.
Выбранный игрок разбегается и пытается разбить цепь противоположной команды в любом месте. Если он разбивает цепь, то уводит одного из разбитых «звеньев» с собой в свою команду, если не разбивает, то остается сам в этой команде. Команды играют по-очереди. Выигрывает та команда, в которой больше игроков, т. е. цепь длиннее.
Выбор младшими школьниками сюжетных игр объясняется тем, что они способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Это игры «Волки во рву», "Два мороза", "Совушка". В этих играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения.
Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп. Это игры типа "Два мороза", «У медведя во бору». Игры, сопровождающиеся текстом, нравятся и старшим ребятам. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.
Приложение № 4
График проведения подвижных игр активистами ДИМСИ
Команда (10 чел., разработавшая и осуществляющая проект, представлена учащимися 7-10 классов, входящими в СП ДИМСИ/АДЫШЕВО.
Ребята разделились на 5 «активных двоек», каждая из которых проводила игры на третьей перемене 1 раз в неделю (всего 5 дней, кроме субботы).
Приложение № 5
Результаты мониторинга, проведенного 25 января 2019 г
Для детей
Участвуешь ли ты в играх на переменах? Да – 66%;
Иногда – 24%;
Нет – 10%;
Нужны ли разминки на уроках? Да – 99%;
Иногда – 1%;
Нет – 0%;
Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 100%;
Иногда – щ%;
Нет – 0%;
Что полезного для тебя от таких переменок? Отдохнул от уроков;
Нравится играть, общаться;
Научился новым играм;
Научился танцевать;
Перестал стесняться;
Подружился с ребятами из других классов
Для учителей
Участвуете ли Вы в играх на переменах? Да – 73%;
Иногда (занят подготовкой к уроку) 27%
Нужны ли разминки на уроках? Да – 100%;
Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 100%;
Что полезного для Вас от таких переменок? Дети приходят отдохнувшие
С хорошим настроением
Заряд бодрости
Развивается память
Для родителей
Участвуете ли Вы в играх на переменах? Хотелось бы, но не могу – 88%
Нет, не буду – 12%
Нужны ли разминки на уроках? Да – 100%;
Нужны ли подвижные игры на переменах? Да – 89%;
Не знаю – 7%
Нет, пусть к уроку готовятся – 4%
Что полезного для Вас от таких переменок? Дети расслабляются
Отдыхают эмоционально
Больше узнают
Когда Вы учились в школе, у Вас были такие перемены? Да – 45%
Не помню – 55%
Аналитическая справка по реализации
социального проекта «ДИМСИТЕКА»
в Адышевской средней школе
Тип проекта: социальный
По содержанию: информационно практико-ориентированный.
По длительности: краткосрочный.
По количеству участников: групповой (учащиеся 1-4 кл, активисты-волонтеры уч-ся 7-10 кл, педагоги, родители.
Проблема: неорганизованный отдых младших школьников на переменах.
Цель:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи проекта:
• провести анкетирование младших школьников, чтобы выяснить, в какие игры они хотели бы играть;
• подготовить игры для детей, учитывая их интересы;
• научить детей организованно проводить свободное время, играть сообща;
научить детей простым танцевальным движениям, которые можно делать всем одновременно
Ожидаемые результаты:
Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в Адышевской средней школе;
2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;
4. Занятость младших школьников на переменах;
5. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;
6. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.
Продукт проекта:
- Банк «ДИМСИТЕКИ» - подборка игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.
- Раздаточный и игровой (дидакционный) материал для проведения игр.
В ходе реализации проекта «ДИМСИТЕКА» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы собрали большую подборку игр, упражнений и конкурсов для проведения на переменах.
реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые навыки поведения на переменах, а именно отдых в игровой форме.
создана предметно – развивающая среда: подобрана методическая и детская литература.
повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся поведения их детей во время перемен.
Показатели эффективности работы с детьми мы видим в следующем:
• учащиеся младших классов активно включаются в игровую деятельность.
• многие ребята нашли себе новых друзей в разных классах.
• в результате проводимой работы с родителями повысился процент заинтересованности ими проблемой организации занятости детей во время перемен, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Таким образом, работа в рамках проекта, способствовала формированию близких и доверительных семейных отношений, дружбе и сплочению детей разного возраста.