Ирина Макарова
Организация активного отдыха дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Физкультурный досуг в детском саду
1.1. Младший и средний дошкольный возраст
1.2. Старший дошкольный возраст
2. Физкультурный праздник
Список использованных источников
Введение
Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит их двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость введения различных форм двигательной активности в образовательный процесс. Основная направленность данной деятельности не на результат, а на процесс, получение удовольствия от процесса занятий.
Публикация «Организация активного отдыха дошкольников» размещена в разделах
Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами и физкультурными праздниками. Главным их признаком является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.
Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения.
1. Физкультурный досуг в детском саду
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Содержание досуга – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1-2 раза в месяц, начиная с младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов, в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов).
Физкультурные досуги проводятся как на улице, так и в помещении. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут, в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.
Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится с детьми только одной возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп.
При планировании физкультурного досуга ставятся задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств, и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.
Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами.
1.1. Младший и средний дошкольный возраст
Задачи физкультурного досуга в младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах.
Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывая у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальное выполнение, когда все дети вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер, например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для детей данных возрастов лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.
В конце досуга вводят сюрпризный момент, который связан с сюжетом. Это могут быть различные поделки, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками могут быть и фрукты. Можно также устроить чаепитие с угощением.
1.2. Старший дошкольный возраст
При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Дети старшей и, особенно, подготовительной групп обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Темы досугов расширяются, они приобретают социальную, эколого-валеологическую направленность. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Содержание досугов может быть основано как на русских народных играх, так и на играх других народов.
Начиная со старшей группы, наряду с индивидуальными соревнованиями вводятся командные соревнования. Они призваны воспитывать у детей чувство ответственности перед товарищами, создавать общность радостных переживаний, вызывать уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. При проведении игр-эстафет состав команд может быть неизменным на протяжении всего мероприятия, а может меняться в зависимости от задания или других причин.
Результат проведенной эстафеты оценивается словами («Победила команда…») или начислением очков. Баллов, которые подсчитываются в конце досуга с подведением окончательного результата. Жюри может начислять дополнительное очко за нравственные проявления поведения детей (взаимопомощь, вежливость). При умышленном нарушении правил, проявлении грубости назначается штрафное очко или снимается выигранное. При этом надо обязательно разъяснить, что достижение результатов любой ценой не всегда приводит к выигрышу.
Проведение игр-эстафет подразумевает поочередное выполнение задания. При большом количестве участников лучше делить детей не на 2, а на 3 и даже 4 команды.
Физкультурные досуги, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, не обязательно содержат сюрпризный момент. Дети должны приучаться получать удовольствие от совместных действий, игр, от самого процесса выполнения физических упражнений. Поощрять детей можно как индивидуально (открытки, эмблемы, воздушные шары, фрукты, так м коллективно – подарить книгу по теме досуга, мяч, несколько скакалок. Как и для детей младшего и среднего возраста, можно провести чаепитие с угощением.
В течение года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты и т. д., место их проведения. Причем в теплое время года досуги как можно чаще следует проводить на открытом воздухе.
Исходя из вида досуга, план досуга может быть как развернутым, так и кратким. В нем целесообразно отразить: название; вид; задачи; место проведения; одежду, обувь детей; оборудование, инвентарь, атрибуты; предварительную работу; музыкальное сопровождение; оформление помещения; подарки.
2. Физкультурный праздник
Физкультурный праздник – это зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. В течение года рекомендуется проводить 2-3 физкультурных праздника. Тема праздника может быть посвящена выдающимся событиям в спортивной жизни, знаменательным датам ит. п.
Обычно праздник начинается торжественным входом и включает выступления и концертную программу детей и взрослых, эстафеты, конкурсы, подвижные игры, награждение участников.
Организация данного мероприятия требует большой предварительной работы всего медико-педагогического коллектива, родителей и детей: это и беседы о предстоящем событии, и составление сценария праздника, и консультации, определяющие степень участия каждого в процессе организации и проведения праздника.
Сценарий физкультурного праздника разрабатывает инструктор физкультуры и согласовывает его с воспитателями групп, музыкальным руководителем и другими специалистами дошкольного учреждения, принимающими участие в подготовке праздника. Физкультурные праздники рекомендуется проводить для 1-2 или нескольких групп, начиная со среднего возраста.
Особое внимание уделяется назначению ведущего и ответственных за подготовку помещения и размещение атрибутов, инвентаря, за соблюдение техники безопасности, за музыкальное обеспечение и т. д.
Сценарий физкультурного праздника оформляется в свободной форме. На физкультурном празднике необходимо присутствие медперсонала.
В программе праздника обязательно предусматривается чередование движений с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников, и задания для зрителей.
По желанию инструктора физкультуры можно организовать и нетрадиционные праздники: «Масленица», малые Олимпийские игры, День Нептуна, «Озорной мяч» и др.
На физкультурные праздники следует приглашать родителей, но не только как пассивных наблюдателей, а как активных участников игр и заданий. Сначала это может быть участие несколько родителей, остальных могут заменить педагоги дошкольного учреждения.
При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
- недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;
- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;
- необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).
Участие в физкультурном празднике оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в коллективе группы, дошкольного учреждения, повышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
Список использованных источников
1. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под. ред. С. О. Филипповой. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 416с.