Надежда Паздникова
Типичные проблемы младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
«Типичные проблемы младших школьников»
«Успех обучения ребёнка — в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».
Выполнила
Паздникова Надежда
Алексеевна
учитель начальных
классов
г. Байкальск
2018 г.
Слайд 1 Типичные проблемы младших школьников.
– Каковы типичные проблемы младших школьников?
Слайд2. Первая и основная проблема - это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования.
Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».
– Откуда она берется?
Публикация «Типичные проблемы младших школьников» размещена в разделах
Слайд 2. Во-первых, школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.
Слайд2. Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.
Слайд2. В - третьих, после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе.
Слайд 3. Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?
Слайд 3. Свободное время родителей.
У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу.
Слайд 3. Загруженность ребенка
Вместо 10 часов в неделю ребенок загружен от 15 до 25 часов. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.
Слайд 4. Симптомы учебной несамостоятельностью
Слайд 4. Ребенок не помнит сам, что ему задано.
Слайд 4. Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки.
Слайд 4. Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности.
Слайд 4. Ребенок не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.
Как это все лечить?
– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.
– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?
Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.
Слайд 5. Проблемы у детей начальной школы.
Слайд 5. Перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть.
«Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…
У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.
Состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка.
Слайд 5. Функциональные проблемы.
Слайд 5. минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения. Откуда это берется?
Слайд 5. Простимулированные роды, вмешательство в роды
Слайд 5. Социально-педагогическая проблема. дети, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?
Слайд 5. Довольно новая и мало исследованная в русскоязычном пространстве проблема дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами.
Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание.
Слайд 6. Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?
Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши». А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.
Слайд 6. Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?
– Ему тоже будет скучно, но по-другому этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно.
Слайд 6. Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?
Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца.
Слайд 6. Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе.
Невроза, подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.
Слайд 7. Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Слайд 8. Направления работы с родителями, которые осуществляются в нашей школе :
Изучение семьи
Психолого-педагогическое просвещение
Использование дифференцированного подхода в работе с семьёй
Пропаганда позитивного опыта семейного воспитания
Организация совместных дел
Вовлечение родителей в УВП
Диагностика семьи
Слайд 9. Взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем :
совместное изучение особенностей и способностей детей;
выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;
знакомство родителей с учебными планами, образовательными стандартами, требованиями, которые предъявляются учащимся, согласование этих требований;
изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;
совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.
Слайд 10. Используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
Подготовка методических материалов к уроку;
Изготовление дидактических пособий;
Разработка семейных проектов;
Организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч
Слайд 11. В ходе работы над проектом родители выступают одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу
Слайд 12. «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».
Слайд. Уважаемые педагоги, мы - люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только Мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому крепко держите штурвал, чётко знайте, маршрут, помогайте своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Помогите экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учитесь и учите других, не бойтесь признавать и исправлять свои ошибки, шагайте только вперед!
Решение:
провести работу с семьями неуспевающих учащихся, для выявления факторов влияющих на качество образования;
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.