Сусоева Елена
Проект для дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Номинация физико-математическая: «Чудеса с электричеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
Номинация :физико-математическая
Тема:«Чудеса с электричеством»Разрабоала : воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка»
с. Павловск, Павловского района, Сусоева Елена Юрьевна,
Цель работы - узнать, причину образования статического электричества.
Задачи исследования.
• Узнать, что собой представляет статическое электричество.
Публикация «Проект для дошкольников и младших школьников „Я — исследователь“, Номинация физико-математическая: „Чудеса с электричеством“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• Выяснить причину возникновения статического электричества.
• Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.
Методы исследования :
1. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
2. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
3. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
4. Спросил у родителей и воспитателя.
5. Провел исследование, эксперименты, опыты.
6. Освоил «занимательные» фокусы.
Гипотеза исследования.
1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
2. Все ли вещества электризуются.
3. Что в воде электроны свободно перемещаются.
Этапы исследования.
1 этап. Теоретическое исследование проблемы. Что такое статическое электричество и причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос я просмотрел интересные научные журналы и книги. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
И вот что я узнал: - статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд,
- статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов) : при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный,
- положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд,
- а если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом мне помогли мои воспитатели. Они подобрали опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.
1. Опыт «Ожившие волосы».
Для проведения этого опыта, мне понадобились расческа и шерстяная ткань.
Я потер расческой о свой шерстяной шарф, дотронулся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Ребята задали мне вопрос : «Почему так происходит?»
Я им объяснил, что волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.
2. Опыт «Помоги Золушке»
Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, карандаши.
Сначала я предложил ребятам вспомнить сказку Золушка»
-«Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»
Я предложил детям потереть карандаши о свои волосы и прикоснуться к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Мы пришли к выводу, что перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества.
3. Опыт «Дрессированные овсяные хлопья».
Для следующего опыта я рассыпал на стол овсяные хлопья и конфетти и раздал ребятам воздушные шары. Они подносили наэлектризованный о волосы шарик, конфетти и хлопья подпрыгивают.
4. Опыт «Электрический спрут»
А этот опыт я решил провести после занятия по труду, на нем мы изготовили осминогов- спрутиков. Из цветной бумаги мы отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! (Хорошо, что еще нет присосок)
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. А знания и умения я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Дрессированные овсяные хлопья», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут». Благодаря этому проекту, в декабре я выступал перед детьми старшей группы «Семицветик». Сначала я рассказал детям о существовании статического электричества, а затем показал занимательные фокусы.
Использованная литература.
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность де-тей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое посо-бие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007