Приложение МААМ

Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения

Елена Перевалова
Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения

Оглавление

Введение 3

Основная часть 5

1. Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения 5

1.1 Основные элементы режима дня школьника 5

1.2 Основы построения режима дня в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка 6

Заключение 10

Список источников и литературы

Введение

Публикация «Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения» размещена в разделах

В настоящее время родители предъявляют высокие требования к качеству образования своего ребенка в условиях школы. Вне зависимости от того где располагается образовательное учреждение, в городе или в сельской местности, согласно с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) работа любого образовательного упреждения предполагает "ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

Результаты образовательной деятельности будут напрямую зависеть от оптимально подобранного и организованного режима дня ребенка как дома, так и в школе. Основная проблема состоит в том, что школьнику необходимо усвоить большое количество учебного материала в сжатые сроки, уметь его применять на практике. Помимо школьной программы каждому ребенку важно развивать свои таланты и раскрывать личностный потенциал посредством занятий в кружках, секциях дополнительного образования. В этих условиях необходимо находить время для игры и отдыха. Многие родители записывая ребенка в несколько секций, не задумываются над тем, что ученик может быть слишком перегружен. Все это ведет к его усталости, невнимательности, пассивности или наоборот агрессии.

Таким образом в научном и практическом отношениях, тематика организации режима дня ребенка остается одной из самых сложных для педагогов и их родителей, поскольку с одной стороны необходимо дать ребенку достаточный объем знаний и умений, способствовать развитию его познавательных и творческих способностей, в соответствии с возрастом, с другой стороны – найти оптимальный уровень нагрузки, времени для занятий и отдыха. Этим обусловлена актуальность работы.

Целью написания работы является – изучить основные принципы организации оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• Охарактеризовать основные элементы режима дня школьника;

• Рассмотреть физиологические основы режима работы и отдыха детей;

• Изучить основы построения режима дня в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка.

Работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения, библиографического списка из восьми источников и одного рисунка.

Основная часть

1. Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения

1.1 Основные элементы режима дня школьника

Четко выстроенный режим дня в первую очередь дисциплинирует ребенка, позволяя ему привыкнуть к новым условиям без нервных и физических перегрузок. На практике доказано, что ребенок, у которого заранее спланированы периоды работы, двигательной активности, творчества и отдыха, больше успевает, достигает высоких результатов, меньше устает.

Понятие режима дня подразумевает совокупность значимых для жизнедеятельности школьника элементов: полноценный сон, сбалансированное питание, чередование умственных, физических нагрузок и отдыха, время на соблюдение личной гигиены, личное пространство и время, для обеспечения психо-эмоционального комфорта ребенка.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного детского образовательного заведения (расписания занятии, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов. В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы – счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Таким образом, планирование дня ребенка в школе и дома должна учитывать физиологические и гигиенические требования. К физиологическим условиям относят возраст ребенка, биологические часы, уровень развития познавательных способностей, физическое развитие. При реализации гигиенических требований в условиях образовательного учреждения учитывают уровень учебной нагрузки в соответствии с возрастом и иными особенностями развития детей.

1.2 Основы построения режима дня в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка

Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению. При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 часов и 16-18 часов.

Рассмотрим построение режима дня с учетом возрастных особенностей детей. Согласно Рисунку 1 оптимально начинать день с 7 утра. Для поддержания здоровья и мышечной силы, обеспечения бодрости на весь день детям необходимо прививать утреннюю зарядку, не более 10-15 минут.

Рисунок 1 – Режимы дня школьника в зависимости от возраста

Гигиенические требования состоят в соблюдении временной нагрузки процесса обучения на школьников, в чередовании большого объема преподаваемой информации, с разгрузочными днями. Например, при пятидневной учебной неделе целесообразно делать разгрузочный день в четверг.

Согласно режиму работы образовательного учреждения уроки в школе начинаются не ранее 8 утра. Если в школе предусмотрено угубленнное изучение какого-либо предмета целесообразно проводить обучение в первую половину дня, в периоды наибольшей мозговой активности ребенка. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Так например, при пятидневной неделе максимально допустимая учебная нагрузка в первых классах до 21 академических часов, в пятых – 29, в десятых и одиннадцатых – 34. В это время необходимо включить и внеурочную деятельность.

Организация профильного обучения в 10–11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: - для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе; - для обучающихся 5–6 классов – не более 6 уроков; - для обучающихся 7–11 классов – не более 7 уроков. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2–4 классов – 2–3 уроках; для обучающихся 5–11-х классов на 2–4 уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2–4 уроках. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; -использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый); -рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа, 3-х разового питания и прогулок; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) : во 2–3 классах – 1,5 ч, в 4–5 классах – 2 ч, в 6–8 классах – 2,5 ч, в 9–11 классах – до 3,5 ч. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. Для удовлетворения биологической потребности в движении не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Помимо режима учебной деятельности в школе, родителям необходимо контролировать режим дня ребенка дома. Он включает завтрак, обед и ужин (не менее 30 минут на каждый прием пищи, прогулки на свежем воздухе (не менее 1,5 часов в день, свободное время, дополнительные занятия, гигиенические процедуры.

Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1–2 часов в начальной школе, 2–3 часов – 4–8 классы и 3–4 часов – в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы). Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.).

Отход ко сну важно обеспечить до 22.00, поскольку в промежуток с 20.00–22.00 в организме человека вырабатывается большее количество гормона сна – мелатонина. Детям исходя их возрастных особенностей для полноценного отдыха необходимо от 8 до 10,5 часов сна.

Режим дня должен строиться еще и в зависимости от уровня интеллектуальных способностей детей, например детям склонным к ЗПР, с физическими или умственными отклонениями, требуется больше времени на выполнение заданий, а значит необходимо уменьшать их количество, чередовать с периодами отдыха и игры, использовать специальные формы и методы обучения и физического развития.

Заключение

Правильная организация режима дня и отдыха ребенка создает условия для эффективного образовательного, интеллектуального, познавательного и творческого развития ребенка. Грамотно спланированный день предусматривает отведение достаточного количества времени, необходимого для решения значимых задач, обеспечивающий высокую работоспособность ребенка в период его бодрствования. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного детского образовательного заведения.

Существует ряд гигиенических и физиологических требований к организации режима обучения ребенка в школе, они учитывают возрастные и интеллектуальные особенности ребенка, оптимальную двигательную нагрузку, в том числе на открытом воздухе, чередование работы и полноценного отдыха, режима питания. Соблюдение этих правил влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, желание учиться, но и способствует нормальному росту и развитию детей.

Эмоции детей отражаются на процессах роста и развития, например, слишком перегруженный ребенок не в силах усваивать нужный материал, будет уставать в школе, относиться к занятиям с апатией. Такое напряжение может в последствии привести к психологической травме, и как следствие к торможению нормального развития.

Таким образом, обучение детей и подростков в образовательных организациях должно осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципам, соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления, обеспечивает оптимальные условия обучения детей.

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".

Литература

3. Айзман Р. И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова, Я. Л. Завьялова. – Москва : КНОРУС, 2017. — 404 с.

4. Власова И. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебно-методическое пособие / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств». – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 136 с.

5. Варич Л. А. Возрастная анатомия и физиология / Л. А. Варич, Н. Г. Блинова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 168 с.

6. Макарова Л. И. Физиолого-гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях : учебное пособие / Л. И. Макарова, И. Г. Погорелова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 52 с.

7. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие для вузов / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [ Авторы: Е. П. Якимович, В. В. Немцова, Д. А. Ключников] – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – 54 с.

Ресурсы Интернет

8. Николаева Л. Н. Режим дня школьника/ Социальная сеть работников образования NSportal – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/06/13/rezhim-dnya-shkolnika

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Консультация для родителей «Организация оздоровительного отдыха для ребенка дошкольного возраста». Часть 2Консультация для родителей «Организация оздоровительного отдыха для ребенка дошкольного возраста». Часть 2 Выбирая базу отдыха в своем регионе, родители дошкольника экономят денежные средства на транспортные расходы и берегут здоровье ребенка,.

Консультация для родителей «Организация оздоровительного отдыха для ребенка дошкольного возраста». Часть 4Консультация для родителей «Организация оздоровительного отдыха для ребенка дошкольного возраста». Часть 4 Для расширения кругозора ребенка и развития социально-коммуникативных навыков рекомендую участвовать в досуговых и оздоровительных мероприятия,.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Проведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения ДОУПроведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения ДОУ Проведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения МБДОУ № 85 г. Липецка. Три года в нашем детском саду.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 05:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация оптимального режима дня ребенка и образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Перевалова (УИ 53481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД