Иванова Светлана Юрьевна
Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, более того, данное заболевание имеет тенденцию к росту.
В основе стертой дизартрии лежит отклонение в фонематическом восприятии, что в свою очередь откладывает отпечаток на произносительную сторону речи: фонемы воспроизводятся неправильно, искаженно. Это оказывает влияние на овладение детьми лексическим и грамматическим строем речи, тормозя развитие связанной речи в целом.
Публикация «Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дизартрия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Таким образом, коррекция стертой дизартрии невозможна без развития фонематического восприятия.
Дети со стёртой формой дизартрии обладают патологической симптоматикой в артикуляционном аппарате, что нарушает моторику органов артикуляции, ухудшает качество артикуляторных движений. Это способствует нарушению фонематического слуха и фонематического восприятия. Что ведет к неумению хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки своей и чужой речи, а значит к неправильному звукопроизношению.
Поэтому при обследовании фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией, необходимо обследовать артикуляционную моторику, а также исследовать звукопроизношение, поскольку расстройство в речедвигательном аппарате и в фонематическом восприятии ведет к его нарушению.
Диагностика должна состоять из трёх этапов : обследование артикуляционной моторики; обследование фонематического восприятия; обследование звукопроизношения.
Обследование артикуляционной моторики.
Обследование артикуляционной моторики составлена на основе методики Е. Ф. Архиповой.
Процедура обследования.
Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).
Задание 1.
Цель: обследование кинестетического орального праксиса.
Материал: ряд звуков, слогов.
А. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении звука А? И? О? У?
Б. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»
В. Инструкция: «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»
Г. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»
Д. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»
Критерии оценки:
4 балла - правильный ответ;
3 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;
1 балл - неточный ответ, неточное выполнение задания;
0 баллов - отсутствие ответа.
Задание 2.
Цель: обследование кинетического орального праксиса.
А. Инструкция: «Попробуй повторить за мной упражнение». Логопед
выполняет, а ребё нок повторяет следующие упражнения: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т. д. Ребёнка просят удержать артикуляционную позу 5-7 секунд.
Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).
Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).
Е. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).
Оценивается:
- точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);
- длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);
- симметричность;
- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Критерии оценки:
4 балла - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
3 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;
2 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;
1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
0 баллов - невыполнение движения.
Задание 3.
Цель: обследование динамической координации артикуляционных движений.
Методические рекомендации: упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнок за логопедом выполняет предъявленные движения по 4-5 раз.
А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).
Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).
В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.
Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»
- высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.
Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.
Оценивается: последовательность выполнения движений; возможность переключения с одного движения на другое; инертность движения, персеверации; темп движений; амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Критерии оценки:
4 балла - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;
3 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;
2 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;
1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;
0 баллов - невыполнение движений.
Задание 4.
Цель: обследование мимической мускулатуры, наличие патологической симптоматики.
Методические рекомендации: Ребёнку перед зеркалом предлагается отраженно за логопедом выполнить движения по образцу, потом по словесной инструкции.
А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- нахмурить брови
Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- поднять брови
В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- наморщить лоб
Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- поочередно надуть щеки
Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- втянуть щеки
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;
3 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;
2 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;
1 балл - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония, сглаженность носогубных складок, синкинезии;
0 баллов - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
Задание 5.
Цель: обследование мышечного тонуса и подвижности губ.
Методические рекомендации: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.
А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).
Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;
3 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);
2 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;
1 балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;
0 баллов - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.
Задание 6.
Цель: обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
Методические рекомендации: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.
А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.
Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.
В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :
- «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;
3 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);
2 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;
1 балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);
0 баллов - не выполняет задание.
Обследование фонематического восприятия.
Методика составлена с использованием заданий авторов методик:
1. Е. Ф. Архипова «Стёртая дизартрия у детей. Экспериментальная диагностика и приёмы обследования».
2. Н. И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников».
3. В. В. Коноваленко С. В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Цель данной методики - исследование фонематического восприятия
Задание 1.
А. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку» (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т. д.).
Материал: Картинки (у-поезд, а-ребёнок, и-птичка, м-корова, т- молоток,в-ветер, з- комар, э- жук)
Б. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков.
Материал: серия гласных звуков [а, о, у, и, ы, а, э].
В. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».
(Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)
Материал: групп гласных звуков [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].
Г. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».
Материал: группа согласных звуков [н, п, м, т, к, м, н, к].
Д. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной» :
Материал: группа слогов
- ао, уа, аи, ио
- аиу, иао, уао, оиы
- аоуи, иоуа, иыоу, аоыу
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания
Задание 2.
А. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла» :
Материал: серия звуков
- а
- ау
- иоу
Б. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)» :
Материал: слова - мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
В. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у» :
Материал: слова - Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.
Г. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков» :
Материал: Звуки и слоги - а, ауи, иуа, ау, кружки.
Д. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».
Материал: предметные картинки - веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.
Е. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком»(тан-, ро-, пау-, ко-, вени-, со-, самолё-, бегемо-).
Материал: предметные картинки - веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.
Ж. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания
Задание 3.
А. Инструкция: «Послушай и скажи первый звук в слове. Последний звук в слове»
Материал: слова - аист, ослик, угол»
Б. «Внимательно послушай и назови звуки в слове по порядку»
Материал: слова - рыба, мухи, котик, жабы.
В. Инструкция «Давай посчитаем слоги в слове»
Материал: слова - дом, рука, машина, поросята.
Г. Инструкция: «Внимательно послушай и скажи, какой звук 2? 3? 4?
Материал: слова 2-й звук в слове врач,3-й звук в слове мышка, 4-й звук в слове крот.
Д. Инструкция: «Попробуй добавить к слову ещё один звук, чтобы получилось новое слово».
Материал: слова – вор (двор, вол (волк, пар (парк).
Е. «Попробуй заменить звук в слове, чтобы получилось другое слово.
Материал: слова - сок (сук, сук (лук, сон (сын,бак (бок).
Критерии оценки
4 балла - правильно выполняются все задания;
3 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
2 балла - правильно выполняются задания 1,2, 3, в остальных допускаются ошибки;
1 балл - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;
0 баллов - задания не выполняются.
Задание 4.
А. Инструкция: «Послушай слово, которое я произнесу по отдельным звукам и произнеси его слитно» (пауза между звуками 3 сек.)
Материал: звуки р,о,г; р,о,с,а; г,р,о,т; к,а,с,к,а.
Б. Инструкция: «Послушай слово, которое я произнесу по отдельным звукам и произнеси его слитно» (пауза между звуками 5 сек., во время которой даётся звуковой сигнал)
Материал: звуки п,л,а,н; б,у,с,ы; к,у,с,т,ы.
В. Инструкция: «Послушай слово с переставленными звуками или слогами и скажи его правильно».
Материал: звуки - н,с,ы (сын); р,г,у,к (круг); шал,ло,ка (лошадка).
Критерии оценки:
4 балла - правильно выполнены все задания;
3 балла - единичные ошибки, исправленные самостоятельно;
2 балла - правильно выполнены задания 1 и 2,при выполнении задания 3 требуется повторение слов, либо помощь логопеда;
1 балл - правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда;
0 баллов - задания не выполняются.
Задание 5.
А. Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши. А если не правильно топни ногой».
Материал: предметные картинки - санки, шляпа, старушка, птенец. Сери слов: шанки-фанки-сянки-санки-танки; птенец-птенесь-тинеть-птинеч; фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюська; сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа-хляпа.
Б. Инструкция: «Повтори за мной предложение»
Материал: скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.
Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
У четырёх черепашек четыре черепашёнка.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены верно;
3 балла - часть заданий выполняются с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
2 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
1 балл - часть заданий не доступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
0 баллов - задания не выполняются.
Исследование звукопроизношения.
Диагностика составлена на основе методики Г. В. Чиркиной «Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений». Звуки делятся на 4 группы – свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц, шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ, соноры (Р,РЬ,Л,ЛЬ, заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ, Х,ХЬ,Й). Обследование начинается с проверки изолированного произношения звука, потом в слогах, в словах и в предложениях. Отмечался характер проявления нарушенного произношения (замена, искажение, отсутствие звуков). Материал: предметные картинки.
Данная методика обследования детей со стёртой дизартрией позволит выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также позволит оценить состояние артикуляционного аппарата и исследовать звукопроизношение.
Литература
1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. - URL : https://refdb.ru/look/2931379.html
2. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64с.
3. Коноваленко, В. В., Кременецкая М. И. Развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях [Текст] / В. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - М. : Гном, 2016. - 32с.
4. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном - Пресс, 2000.- 16с.
5. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г. В. Чиркина. - 3-е изд, доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240с.