Папки-передвижки

Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией

Иванова Светлана Юрьевна
Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, более того, данное заболевание имеет тенденцию к росту.

В основе стертой дизартрии лежит отклонение в фонематическом восприятии, что в свою очередь откладывает отпечаток на произносительную сторону речи: фонемы воспроизводятся неправильно, искаженно. Это оказывает влияние на овладение детьми лексическим и грамматическим строем речи, тормозя развитие связанной речи в целом.

Публикация «Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией» размещена в разделах

Таким образом, коррекция стертой дизартрии невозможна без развития фонематического восприятия.

Дети со стёртой формой дизартрии обладают патологической симптоматикой в артикуляционном аппарате, что нарушает моторику органов артикуляции, ухудшает качество артикуляторных движений. Это способствует нарушению фонематического слуха и фонематического восприятия. Что ведет к неумению хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки своей и чужой речи, а значит к неправильному звукопроизношению.

Поэтому при обследовании фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией, необходимо обследовать артикуляционную моторику, а также исследовать звукопроизношение, поскольку расстройство в речедвигательном аппарате и в фонематическом восприятии ведет к его нарушению.

Диагностика должна состоять из трёх этапов : обследование артикуляционной моторики; обследование фонематического восприятия; обследование звукопроизношения.

Обследование артикуляционной моторики.

Обследование артикуляционной моторики составлена на основе методики Е. Ф. Архиповой.

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).

Задание 1.

Цель: обследование кинестетического орального праксиса.

Материал: ряд звуков, слогов.

А. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении звука А? И? О? У?

Б. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

В. Инструкция: «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

Г. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

Д. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

4 балла - правильный ответ;

3 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

1 балл - неточный ответ, неточное выполнение задания;

0 баллов - отсутствие ответа.

Задание 2.

Цель: обследование кинетического орального праксиса.

А. Инструкция: «Попробуй повторить за мной упражнение». Логопед

выполняет, а ребё нок повторяет следующие упражнения: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т. д. Ребёнка просят удержать артикуляционную позу 5-7 секунд.

Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

Е. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

- точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

- длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

- симметричность;

- наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

2 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

0 баллов - невыполнение движения.

Задание 3.

Цель: обследование динамической координации артикуляционных движений.

Методические рекомендации: упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребёнок за логопедом выполняет предъявленные движения по 4-5 раз.

А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»

- высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается: последовательность выполнения движений; возможность переключения с одного движения на другое; инертность движения, персеверации; темп движений; амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

3 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

2 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

0 баллов - невыполнение движений.

Задание 4.

Цель: обследование мимической мускулатуры, наличие патологической симптоматики.

Методические рекомендации: Ребёнку перед зеркалом предлагается отраженно за логопедом выполнить движения по образцу, потом по словесной инструкции.

А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- нахмурить брови

Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- поднять брови

В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- наморщить лоб

Г. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- поочередно надуть щеки

Д. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- втянуть щеки

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

3 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

2 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

1 балл - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония, сглаженность носогубных складок, синкинезии;

0 баллов - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

Задание 5.

Цель: обследование мышечного тонуса и подвижности губ.

Методические рекомендации: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

3 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

1 балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

0 баллов - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

Задание 6.

Цель: обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики

Методические рекомендации: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

А. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

Б. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

В. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения» :

- «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

3 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

1 балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

0 баллов - не выполняет задание.

Обследование фонематического восприятия.

Методика составлена с использованием заданий авторов методик:

1. Е. Ф. Архипова «Стёртая дизартрия у детей. Экспериментальная диагностика и приёмы обследования».

2. Н. И. Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников».

3. В. В. Коноваленко С. В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Цель данной методики - исследование фонематического восприятия

Задание 1.

А. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку» (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т. д.).

Материал: Картинки (у-поезд, а-ребёнок, и-птичка, м-корова, т- молоток,в-ветер, з- комар, э- жук)

Б. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков.

Материал: серия гласных звуков [а, о, у, и, ы, а, э].

В. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А».

(Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)

Материал: групп гласных звуков [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

Г. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м».

Материал: группа согласных звуков [н, п, м, т, к, м, н, к].

Д. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной» :

Материал: группа слогов

- ао, уа, аи, ио

- аиу, иао, уао, оиы

- аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение задания

3 балла - допускает негрубые ошибки

2 балла - выполнил 0,5 задания верно

1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов - отказ или невыполнение задания

Задание 2.

А. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла» :

Материал: серия звуков

- а

- ау

- иоу

Б. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)» :

Материал: слова - мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

В. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у» :

Материал: слова - Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

Г. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков» :

Материал: Звуки и слоги - а, ауи, иуа, ау, кружки.

Д. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».

Материал: предметные картинки - веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

Е. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком»(тан-, ро-, пау-, ко-, вени-, со-, самолё-, бегемо-).

Материал: предметные картинки - веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот.

Ж. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение задания

3 балла - допускает негрубые ошибки

2 балла - выполнил 0,5 задания верно

1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно

0 баллов - отказ или невыполнение задания

Задание 3.

А. Инструкция: «Послушай и скажи первый звук в слове. Последний звук в слове»

Материал: слова - аист, ослик, угол»

Б. «Внимательно послушай и назови звуки в слове по порядку»

Материал: слова - рыба, мухи, котик, жабы.

В. Инструкция «Давай посчитаем слоги в слове»

Материал: слова - дом, рука, машина, поросята.

Г. Инструкция: «Внимательно послушай и скажи, какой звук 2? 3? 4?

Материал: слова 2-й звук в слове врач,3-й звук в слове мышка, 4-й звук в слове крот.

Д. Инструкция: «Попробуй добавить к слову ещё один звук, чтобы получилось новое слово».

Материал: слова – вор (двор, вол (волк, пар (парк).

Е. «Попробуй заменить звук в слове, чтобы получилось другое слово.

Материал: слова - сок (сук, сук (лук, сон (сын,бак (бок).

Критерии оценки

4 балла - правильно выполняются все задания;

3 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

2 балла - правильно выполняются задания 1,2, 3, в остальных допускаются ошибки;

1 балл - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

0 баллов - задания не выполняются.

Задание 4.

А. Инструкция: «Послушай слово, которое я произнесу по отдельным звукам и произнеси его слитно» (пауза между звуками 3 сек.)

Материал: звуки р,о,г; р,о,с,а; г,р,о,т; к,а,с,к,а.

Б. Инструкция: «Послушай слово, которое я произнесу по отдельным звукам и произнеси его слитно» (пауза между звуками 5 сек., во время которой даётся звуковой сигнал)

Материал: звуки п,л,а,н; б,у,с,ы; к,у,с,т,ы.

В. Инструкция: «Послушай слово с переставленными звуками или слогами и скажи его правильно».

Материал: звуки - н,с,ы (сын); р,г,у,к (круг); шал,ло,ка (лошадка).

Критерии оценки:

4 балла - правильно выполнены все задания;

3 балла - единичные ошибки, исправленные самостоятельно;

2 балла - правильно выполнены задания 1 и 2,при выполнении задания 3 требуется повторение слов, либо помощь логопеда;

1 балл - правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда;

0 баллов - задания не выполняются.

Задание 5.

А. Инструкция: «Если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши. А если не правильно топни ногой».

Материал: предметные картинки - санки, шляпа, старушка, птенец. Сери слов: шанки-фанки-сянки-санки-танки; птенец-птенесь-тинеть-птинеч; фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюська; сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа-хляпа.

Б. Инструкция: «Повтори за мной предложение»

Материал: скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.

Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

У четырёх черепашек четыре черепашёнка.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены верно;

3 балла - часть заданий выполняются с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

2 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

1 балл - часть заданий не доступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

0 баллов - задания не выполняются.

Исследование звукопроизношения.

Диагностика составлена на основе методики Г. В. Чиркиной «Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений». Звуки делятся на 4 группы – свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц, шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ, соноры (Р,РЬ,Л,ЛЬ, заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ, Х,ХЬ,Й). Обследование начинается с проверки изолированного произношения звука, потом в слогах, в словах и в предложениях. Отмечался характер проявления нарушенного произношения (замена, искажение, отсутствие звуков). Материал: предметные картинки.

Данная методика обследования детей со стёртой дизартрией позволит выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также позволит оценить состояние артикуляционного аппарата и исследовать звукопроизношение.

Литература

1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. - URL : https://refdb.ru/look/2931379.html

2. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64с.

3. Коноваленко, В. В., Кременецкая М. И. Развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях [Текст] / В. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - М. : Гном, 2016. - 32с.

4. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном - Пресс, 2000.- 16с.

5. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г. В. Чиркина. - 3-е изд, доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240с.

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 08:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация обследования и анализ результатов состояния фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Светлана Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД