Махначева Татьяна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну Транспорта» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- систематизация знаний о транспорте.
Задачи: образовательные:
- вызвать у детей познавательный интерес к теме НОД;
- уточнять и закреплять знания детей о различных видах транспорта;
- закреплять формирование обобщающих понятий «наземный транспорт», «воздушный транспорт», «водный транспорт»; дифференцировать понятия – «грузовой транспорт», «пассажирский транспорт», «специальный транспорт»;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие в страну Транспорта“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- закреплять умение действовать по образцу;
- закреплять умение обводить по пунктирной линии;
- упражнять в умении изменять форму существительного по числам;
- упражнять в умении образовывать наречия в превосходной степени;
развивающие:
- развивать умение понимать обращенную речь, слуховое внимание;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать умение по описанию (загадке) узнать вид транспорта;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать и обогащать словарь по теме;
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- воспитывать уверенность в своих силах;
- воспитывать взаимовыручку;
- воспитывать доброжелательность, умение работать в парах и в коллективе.
Оборудование: демонстрационный материал : макеты «Аэропорт», «Причал», «Стоянка машин»; ковер; мультимедийное оборудовани; аудиоаппаратура; 8 карточек с изображением одного водного транспортного средства;
раздаточный материал (по количеству детей) : наборы блоков Дьенеша; схема паровозика из блоков Дьенеша; фломастеры; листы с нанесенным пунктиром самолетом; схема лодочки; набор палочек Кюизенера (на двоих); карточка с изображением нескольких одинаковых водных транспортных средств (для игры «Один-много»).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приемы организации деятельности детей :
Наглядные – демонстрация презентации; показ иллюстраций.
Словесные – беседа; объяснение приемов работы.
Игровые – загадки, создание игровой ситуации, физминутки, обыгрывание макетов.
Практические – артикуляционные упражнения, дидактические игры; работа с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера; обведение самолета по пунктирной линии.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель с детьми заходит в группу под рифмовку :
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем играть!
Идут ножки по дорожке!
Раз, два, три!
Видишь радугу на небе?
Посмотри!
Мячик круглый!
Слон огромный!
Трали-вали-бом!
Ласковое солнышко на небе голубом!
Воспитатель и дети зашли в группу, встали, образуя круг.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Протяните правую руку вперед, так, чтобы ладошки наши соприкоснулись. Давайте скажем такие слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир транспорта. На чем же мы можем отправиться в путешествие? (дети предлагают свои варианты). Да, вы правы, нам нужен какой-то транспорт. Посмотрите, ребята, мне кажется, что это ковер-самолет. А можно путешествовать на ковре-самолете? (ответы детей). Тогда усаживайтесь поудобнее. Давайте закроем глаза. Полетели. (звучит волшебная мелодия).
2. Основная часть.
Волшебная мелодия затихает и нарастают звуки улицы, машин.
Воспитатель: Ребята, ой куда мы с вами попали? Как вы думаете? (дети прислушиваются). На что же похожи эти звуки? Где мы их можем услышать? (дети отвечают). Ну, конечно, это звуки различных машин и мы с вами попали на улицу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в мир транспорта, который движется по дороге, по земле. Как же называется такой транспорт? (дети отвечают). Давайте мы с вами заведем моторчики и поедем как машины. Но сначала проверим хорошо ли закрыты двери в машине (артикуляционное упражнение "Окошко"). Теперь проверим работают ли дворники в машине (артикуляционное упражнение «Часики»). Теперь давайте заводить моторчики (артикуляционное упражнение «Дятел»). Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, только слышится д-д-д-д-д. Откройте ротики, язычок поднимите за верхние зубки и постучите по бугорочкам за зубками – «д-д-д-д-д». Наконец-то моторчик завелся – «р-р-р-р». Давайте возьмем в руки "рули" и поедем на стульчики.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, какие виды наземного транспорта вы знаете. Отгадайте загадки (демонстрируется презентация «Наземные виды транспорта».
Загадки.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (велосипед)
Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (мотоцикл)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Их видно повсюду, их видно их окон.
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы –
Кирпич и железо, зерно и арбузы… (грузовики)
Ребята, среди всех видов транспорта есть те, что перевозят различные грузы, и называются … (дети отвечают).(Слайд – грузовики). А если транспорт перевозит пассажиров, то как он называется? (.). Что относится к пассажирскому транспорту? (дети называют, - слайд «Пассажирский транспорт»). Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Скажите, а это что за транспорт? (демонстрируется слайд «Спецтранспорт», дети предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель: Ребята, это транспорт специального назначения. Скажите, какие вы знаете специальные машины? (дети отвечают).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Слушайте еще одну загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек.
Лишь оставили дымок… (поезд)
Воспитатель: Конечно, ребята, это поезд. Скажите, а поезд едет по земле? А как по-другому можно назвать рельсы? (железная дорога). Как называется транспорт, который передвигается по железной дороге? (ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, поезда и электрички еще называют железнодорожным транспортом. Молодцы, ребята.
Воспитатель:Посмотрите, ребята,на столах перед каждым из вас на подносе слева лежат объемные геометрические фигуры, и схема паровозика. Сложите на подносе из фигур паровозик, как предложено на схеме
(самостоятельная работа детей за столами).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте мы с вами сейчас организуем поезд, я буду паровоз, а вы вагончики. Держитесь друг за друга. Поехали…
Физминутка «Поезд»
Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это, разгоняя пух,
Мчится поезд во весь дух…
Паровозик, чух-чух-чух.
Поезд мчится во весь дух (2 раза)
Чух-чух, чух-чух,
А колесики стучат,
Тук-тук говорят (2 раза).
(Слышится звук взлетающего самолета).
Воспитатель: Ребята, что это? На что похожи эти звуки? (дети отвечают, что слышат звуки самолетов).
Воспитатель: Ребята, мне кажется мы с вами попали на аэродром. Что такое аэродром? (дети отвечают). Ребята, а как называется транспорт, который передвигается по воздуху, т. е. летает? (ответы). А теперь давайте посмотрим на воздушный транспорт. Проходите к экрану.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду говорить стихотворение, в конце которого вы подберете подходящее слово.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый … (вертолет)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это … (самолет)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился … (парашют)
Весь мир прочитал сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка летали в … (ракетах)
Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названьем … (дирижабль)
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все словечки правильно подобрали.
А теперь посмотрите, что на экране? Давайте сравним самолет и ракету (воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).
Вопросы воспитателя:
Самолет летит высоко, а ракета… (выше)
Самолет летит далеко, а ракета.
Самолет летит быстро, а ракета.
Самолет мощный, а ракета.
Самолет тяжелый, а ракета.
Воспитатель: Молодцы! Давайте сядем за столы. Посмотрите, ребята, у вас у каждого на столе лежит лист бумаги, а на нем - самолет. Только его почему-то плохо видно. Давайте сделаем его ярким. Возьмите фломастер и обведите по контуру самолет. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю Вам самим превратиться в самолеты.
Физминутка «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет. Полетели…
(Слышится звук гудка парохода).
Воспитатель: Что это, ребята, как вы думаете? На что похож этот звук? (ответы детей). Воспитатель: Да, это пароход. А пароход где передвигается? (дети отвечают). Значит, пароход – это какой вид транспорта? (Дети отвечают).
Воспитатель: Давайте вспомним виды водного транспорта (дети отвечают, а на экране слайд "Водный транспорт").
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие водные транспортные средства изображены на экране? (ответы).
Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите, у вас есть карточки, а на них - транспортные средства. У меня тоже есть карточки. Я называю, что есть у меня, а отвечает мне тот, кто у себя на карточке увидел то же самое или те же транспортные средства, и показывает всем свою карточку.
Игра «Один – много»
- У меня пароход. – А у меня пароходы.
- У меня буксир. –.
- У меня теплоход. –.
- У меня лодка. –.
- У меня плот. –.
- У меня катер. –.
- У меня парусник. –.
- У меня яхта. –.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте посмотрим, что там у нас на столах?
Воспитатель: Посмотрите, перед вами наборы цветных палочек разной длины и схема лодочки. Сейчас вы работаете парой и должны будете сделать лодочку, т. е. закрыть палочками рисунок лодочки так, чтобы нигде палочки не выходили за нарисованный контур. Начинаем!
Воспитатель: Замечательные лодочки у вас получились. А теперь пароход гудит, зовет нас… Давайте мы превратимся все в пароходы и поплывем от причала…
Физминутка «Пароход»
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать).
Он сперва шагнул назад (шаг назад).
А потом шагнул вперед (шаг вперед).
И поплыл, поплыл по речке (движения руками,
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Воспитатель: Вот мы оказались опять возле нашего ковра-самолета. Ребята, пришло время нам возвращаться в детский сад. Усаживайтесь на ковер поудобней, закрывайте глазки. Полетели. (Звучит музыка).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите, а нас оказывается здесь ждет сюрприз. Как вы думаете, что это? ( перед детьми макеты: стоянка машин, причал, аэропорт со взлетной полосой).
Дети отвечают.
Воспитатель: А для каких видов транспорта предназначены эти сооружения?
Воспитатель: Я думаю, вы хотите поиграть? А здесь оказывается есть еще и игрушки… (достает мешочек из-под стола).
Далее дети по очереди достают из мешочка игрушки - транспортные средства и играют с ними.
Затем следует обыгрывание макетов в свободной игровой деятельности детей.