Наталья Геннадьевна Жбанова
Организация мини-музея «Кубанский дворик» как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы мини-музея «Кубанский дворик»
как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Каждый ребёнок - это будущий носитель черт русского характера, русской ментальности. Ради этого мы приобщаем детей с раннего детства к истокам русской народной культуры, знакомя с малой Родиной - Кубанью, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Публикация «Организация мини-музея „Кубанский дворик“ как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Создание мини-музея, как части развивающей предметно-пространственной среды детского сада позволяет осуществлять принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
учёт социальной ситуации развития детей.
В нашем детском саду создан мини-музей «Кубанский дворик», посвящённый региональной культуре, который представляет собой специально организованное пространство, условно разделенное на жилую часть хаты, в которой имеется: стол с самоваром, печь – душа хаты, прялка, скамьи, люлька, полки, домашняя утварь, а также жители хаты – казачья семья. И часть кубанского дворика – колодец, телега, мостик, мельница, домашние животные.
Для решения задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Кубани нами в рамках реализации регионального компонента организуется деятельность, которая рассчитана на всех субъектов образовательного процесса. Составлен паспорт и план развития мини-музея, согласно которого реализуются следующие направления.
- знакомство с кубанским и казачьим бытом.
- знакомство с кубанским и народным творчеством;
- знакомство с народной игрушкой
- знакомство с кубанскими промыслами.
- знакомство с кубанским национальным костюмом.
В рамках знакомства с кубанским и казачьим бытом, с народным и кубанским творчеством с детьми была проведена организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Как на Кубани гостей встречают», организованы сюжетно-ролевые игры «Казачья семья», «Мамина помощница.», «Казачка встречает гостей»; дидактические игры «Дед Микита», «Кубанка»; чтение художественной литературы: сказки «Как сотник дочь замуж выдавал», «Казак-гончар», «Есаул и его конь» и другие.
Расширяя у детей представления о кубанских промыслах была организована совместная деятельность по изготовлению крынок и глэчиков – знакомство с гончарным ремеслом, изобразительная деятельность «Украшение рушника», направленная на знакомство с традиционным кубанским орнаментом; аппликация «Кубанская хата» - расширение представлений о строении, внешнем виде жилища.
Проведена осенняя благотворительная ярмарка. На которую были представлены сувениры и предметы быта, изготовленные своими руками в разных техниках. Проведены мастер-класс по изготовлению сувениров и кукол-оберегов. Организованы народные игры. Это стало нашей доброй традицией.
В рамках знакомства с кубанским национальным костюмом были проведены беседы на тему: «Колорит кубанского костюма», «Мужской и женский кубанский костюм» с использованием презентаций и видеофрагментов, совместная изобразительная деятельность по изготовлению аппликации из ткани «Кубанский костюм».
Также ребята нашей группы своими руками изготовили кукол в традиционных кубанских костюмах. Необходимые материалы и ткани они подбирали совместно с родителями.
По окончанию работы над созданием кукол дети решили дать им имена. Таким образом у нас в «Кубанском дворике» поселилась казачья семья: казак Федот, Жена его Маруся и их дочери Алёнка и Катеринка. А также бабушка Фёкла. Сейчас дети говорят о том, что казаку нужен ещё и сынок. Так что в ближайшее время планируется начать работу над куклой младенца.
А также для актуализации и расширения представлений о культуре Кубани с родителями были проведены следующие мероприятия – мастер-класс «Красавица – тыква» - рисование тыквы, «Роспись фарфоровой тарелки» в технике акрил и другие
Деятельность мини-музея «Кубанский дворик» осуществляется в тесном сотрудничестве с Государственным бюджетным учреждением культуры Краснодарского края «Краснодарским государственным историко-археологическим музеем заповедником им. Е. Д. Фелицина». Были организованы передвижные выставки «Природа Краснодарского края», «Как казаки на Кубань пришли».
Важное место в работе нашего мини-музея занимают экскурсии. Для организации эффективной работы мини-музея нами предложена тематика бесед для всех возрастных групп.
Младшая группа
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
«Колыбельная песня. Люлька»
«Наши бабушки- мастерицы»
Средняя группа
«Русская национальная обувь (сапожки, валенки)».
«Русский национальный головной убор»,
«Печка и накормит и напоит».
Старшая - подготовительная группа
«Предметы быта».
“Русский самовар и чаепитие на Руси”.
“Кубанские ремёсла”
«Кубанское подворье».
Перспективы развития мини-музея «Кубанский дворик»
1. Пополнение фондов музея новыми экспонатами, представляющими интерес для музея
2. Создание макета хаты, подворья
3. Оснащение музея коллекцией природных материалов, соответствующих тематике музея (лекарственные травы, злаки, крупы и т. д.)
Для оценки эффективности деятельности мини-музея нами предложены следующие критерии:
увеличение количества экспонатов мини-музея «Кубанский дворик» и учебно-методических материалов;
увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках музейной педагогики;
рост интереса к экспонатам и мероприятиям мини-музея дошкольников, их мотивации к познанию истории, традиций Кубани;
рост интереса к работе мини-музея родителей (законных представителей) воспитанников, их участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Таким образом, деятельность, организованная в мини-музее «Кубанский дворик», позволяет расширить представления дошкольников о быте и традициях Кубани и способствует воспитанию у детей любви к малой родине.