Надежда Самсыкина
Консультация «Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве.
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что в последнее время слова о необходимости эстетического воспитания всё чаще можно прочитать на страницах газет и журналов, услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, «которая спасёт мир». О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила проблемы глобального характера: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. п.
Публикация «Консультация „Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.
Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Развитие эстетических способностей детей невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для детей областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.
Воспитание эстетических способностей в области искусства – задача, успешность решения которой в значительной мере определяет уровень художественной культуры страны, сохранность и развитие духовных сил ее народа. Особо актуальным это становится в отношении подрастающего поколения, живущего в период серьезных общественных изменений, затрагивающих ценностные ориентации каждого гражданина.
Цель исследования – рассмотреть природу, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – эстетические воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы.
Гипотеза исследования: предположение о том, что организация образовательной деятельности детей, основанной на принципе интеграции образовательных областей для создания ощущения единства с природой, способствует развитию эстетических способностей детей и приобретению первичного опыта творчества.
В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть условия развития эстетических способностей детей дошкольного возраста;
3. Выбрать методы и методики диагностики развития эстетических способностей дошкольников.
4. Осуществить экспериментальное исследование развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы по рассматриваемой проблеме исследования; эксперимент, беседа, тестирование, наблюдение.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 комбинированного вида. В исследовании приняли участие 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте 5-6 лет.
Глава 1. Теоретические аспекты развития эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста под влиянием природы
1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Практика последних десятилетий показала, что способности человека значительно богаче, чем их реализация. Начиная с середины 50-х годов прошлого столетия, акцент исследования способностей сместился с проблем типа «творчество и наследственность», «творчество и болезнь» на исследование закономерностей развития способностей, их природы, воспитания эстетической личности. Ученых начинают интересовать проблемы педагогического воздействия на личность. Во всем мире идет активная разработка методик развития эстетических способностей. Пропагандируется воспитание творчеством. Зависимость оценок эстетических способностей от окружающей среды позволяет формировать их и развивать.
Дошкольное детство – особый период развития ребенка. По мнению А. Н. Леонтьева, дошкольное детство - «это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [6, с. 69].
В возрасте 5 - 6 лет у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них ещё отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить все красивое развивается постепенно. Но, если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание, чтобы дети не остались глухи и слепы к красоте природы.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств. Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребёнка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Только тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за животное, за растение перед природой и обществом, а, следовательно, природа – один из важных факторов эстетического развития личности.
1.2. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием [10, с. 45].
Таким образом, эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
В процессе проведения целевых наблюдений и экскурсий расширяется кругозор дошкольников, развивается творческое воображение, дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Педагог должен обращать внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
1.3. Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Эстетическое воспитание активизирует ребёнка до творческой деятельности по законам красоты. Богатейший эмоциональный опыт даёт детям природа. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы : тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев. С этой целью, проводятся сезонные экскурсии, во время которых учимся воспринимать красоту звуков в природе : шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц, замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов и т. п.).
Старшие дошкольники постепенно начинают проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, делая поделки из природного материала. Знания, полученные на прогулках и экскурсиях, дополняются на художественно-речевых занятиях.
Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало, помогают занятия по развитию речи (рассказ, чтение наизусть, словесные игры). Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Умение видеть красоту природы – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Вот почему педагогические воздействия требуют постоянного общения с природой.
Воспитанники Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 комбинированного вида ухаживают за комнатными растениями в уголках природы, которые есть в каждой группе, наблюдают за рыбками в аквариуме. На территории детского сада дети наблюдают за деревьями, цветами, кустарниками. Во время прогулок и целевых экскурсий дети отмечают особенности и оттенки листьев, лепестков; наблюдают, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья; как расцветают цветы и созревают семена.
Необходимо, чтобы ребёнок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое кажется ему самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к другу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему [11, с. 37].
В весенний период можно показать детям особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму лапок и тела, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи. Важно научить детей помогать птицам : устраивать кормушки на окне или на дереве и пусть дети сами подкармливают птиц. У детей поднимается настроение от сделанного доброго дела.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить в нужное русло появившийся интерес, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, видеокамерой. Такой вид охоты обогатит эстетический, эмоциональный мир ребёнка, разовьёт в нём наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию детей важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия : воспринимая явления окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами [13, с. 89].
Таким образом, эстетическое восприятие – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В процессе наблюдения за явлениями природы, у ребё нка включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и т. д. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия.
В соответствии с возрастом, эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объёмом жизненного опыта детей. В работе по эстетическому воспитанию средствами природы важно знать возрастные особенности детей. У детей старшего возраста наблюдается стремление к самостоятельности и независимости. Они всё хотят открыть и увидеть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но её направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнёзда, стрелять из рогатки по птицам, а другие – разводить рыбок, ухаживать за животными. Поэтому необходимо организовывать деятельность ребёнка, т. е. постараться дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определённой цели.
1.4. Экспериментальное исследование развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы
В данной работе для выявления особенностей развития эстетических способностей детей дошкольного возраста под влиянием природы будем использовать метод эксперимента. Специфика эксперимента заключается в том, что в нём целенаправленно и продуманно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Констатирующий и контрольный эксперименты позволяют установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определённых контролируемых условиях, измерить его количественных характеристики и дать качественное описание.
Таким образом, сущность экспериментального метода состоит в том, что исследователь систематически изменяет одну переменную (называемую независимой) и снимает объективные показания другой переменной (называемой зависимой). Одновременно неизменными сохраняются другие факторы, способные повлиять на зависимую переменную.
В исследовании особенностей развития эстетических способностей детей независимой переменной является содержание занятий, направленных на развитие изобразительных эстетических способностей детей; оно определялось экспериментатором, а не ребенком. Зависимой переменной в этом случае является уровень развития изобразительных эстетических способностей детей.
При оценке эстетических способностей выделяют следующие параметры:
1. В процессе диагностики эстетические способности подразделяют на вербальные (словесное эстетическое мышление) и невербальные (изобразительное эстетическое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов эстетических способностей с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
2. Изучение воображения, а также его характеристики: целостность, образная емкость, чувство времени, чувство пространства, экспрессия, эстетическое воображение.
3. Изучение различных методик диагностики эстетических способностей позволило выявить общие критерии оценки эстетических способностей, а именно:
– показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания;
– показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
– показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных;
– показатель разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным.
В экспериментальном исследовании принимали участие 20 воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № комбинированного вида в возрасте 5-6 лет : 10 мальчиков и 10 девочек. Были созданы две группы (контрольная и экспериментальная).
Экспериментальная диагностика развития эстетических способностей и соответственно вышеописанных критериев, при проведении констатирующего и контрольного экспериментов осуществлялась по следующим методикам:
– тест эстетического мышления Е. П. Торранса (диагностика изобразительного эстетического мышления);
– методика «Иллюстрирование произведения» (В. Ф. Базарный, М. А. Ненашева);
– опросник педагогической экспертной оценки креативности Рензулли.
Рассмотрим подробнее описание использованных методик.
Заключение
Развитие эстетических способностей детей невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для детей областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.
Воспитание эстетических способностей в области искусства – задача, успешность решения которой в значительной мере определяет уровень художественной культуры страны, сохранность и развитие духовных сил ее народа. Особо актуальным это становится в отношении подрастающего поколения, живущего в период серьезных общественных изменений, затрагивающих ценностные ориентации каждого гражданина.
Данная работа имела своей целью рассмотреть природу, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, доказав предположение о том, что организация образовательной деятельности детей, основанной на принципе интеграции образовательных областей для создания ощущения единства с природой, способствует развитию эстетических способностей детей и приобретению первичного опыта творчества.
Работа проводилась в два этапа. На первом этапе был сформулирован исследовательский аппарат (цель, задачи, гипотеза, предмет, объект, выполнена теоретическая проработка проблемы особенностей развития изобразительных эстетических способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, было проведено тестирование с целью диагностики особенностей развития изобразительных эстетических способностей детей дошкольного возраста.
На втором этапе проводилось обобщение, описание и статистическая обработка результатов диагностики, разработка и проведение тематических занятий, повторная диагностика, сформулированы выводы по всей работе.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы показал, что эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил отметить, что развитие эстетического мышления и его критериев (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента практически одинаково, т. е. группы равны по показателям.
После проведения организованной образовательной деятельности в форме серии тематических занятий с детьми экспериментальной группы, у них улучшились показатели развития эстетических способностей, в то время как у детей контрольной группы показатели развития эстетического восприятия оказались практически на прежнем уровне.
Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе работы мы достигли нашей цели, выполнили поставленные задачи и нашли подтверждение выдвинутой гипотезе. Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо организовать образовательную деятельность на принципе интеграции образовательных областей, ощущения единства с природой. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности.