МААМ-картинки

Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Чурилова
Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОО. Одной из таких инноваций является информатизация дошкольного образования. Информатизация ДОО — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Публикация «Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности с одной стороны и отсутствие во многих городах музеев различной тематики с другой стороны, привело к созданию виртуальных музеев. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. В современном музееведении определение виртуального музея мы находим в «Словаре актуальных музейных терминов». Согласно словарю, под виртуальным музеем понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, который воспроизводит некоторые составляющие реального музея : каталоги, коллекции, экспозиции и т. п. И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования. Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев :

• представительства (сайты) реально существующих музеев

виртуальные музеи

но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи.

Возможно, у кого-то возникнут, вопросы, а зачем нужен виртуальный музей в детском саду. Во-первых, в групповых комнатах недостаточно места для размещения всех коллекций и экспозиций, во-вторых, экспонатами мини-музея, зачастую являются семейные реликвии, поэтому мы просто переводим в электронный вид (фотографируем, сканируем) экспонаты и создаем интерактивный музей. Следовательно, создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования интернет-технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность.

Использование в работе с дошкольниками виртуальных музеев, развивает познавательный интерес к истории, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей и имеет ряд дидактических функций:

• реализуется принцип наглядности обучения;

• реализуется принцип научности обучения.

Виртуальные музеи имеют ряд преимуществ перед традиционными посещениями музеев :

• не покидая здания ДОУ можно увидеть и узнать много нового и интересного

• являются эффективным способом познания окружающей действительности, используя технологию виртуальных экскурсий

Основной целью моей работы является создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию краеведческой работы в процессе взаимодействия с социокультурными учреждениями.

Зачем нужны виртуальные музеи? Чтобы быть ближе к искусству, чтобы в любой момент найти ту или иную картину. Чтобы показать то или иное произведение искусства, если нет возможности посетить конкретный музей или исторический центр.

Вашему вниманию хочу представить опыт работы по созданию Виртуального музея го-

рода Ливны. Год назад педагоги детского сада вместе с детьми и родителями начали ра-

боту по реализации проектов краеведческой направленности. В процессе реализации про-

ектов: «Мой любимый город Ливны», «Обитатели Ливенского района», «Безопасность в

городе» с целью повышения качества образования в соответствии с ФГОС ДО, были использованы инновационные формы взаимодействия с родителями по созданию обучающих презентаций, видеофильмов, виртуальных экскурсий.

В то же время, в ходе проектной деятельности мы столкнулись с проблемой:

В городе есть много интересного, но в силу тех или иных причин мы не всегда можем посетить музей, выставки, осуществить прогулки по достопримечательностям нашего города.

Большинство детей и родителей, как показали анкетирование и беседы, имеют поверхностные знания о своей малой Родине.

В ходе реализации проектов накопился огромный материал, который необходимо

было систематизировать.

Поэтому, все материалы, которые использовались в качестве информационно-комму-никационного сопровождения краеведческой работы, было решено систематизировать и создать виртуальный музей города Ливны. Благодаря педагогам и сотрудничеству с родительской общественностью было создано единое информационное образовательное пространство ДОО, в котором активно использовались информационные технологии, интернет ресурсы для знакомства дошкольников с малой родиной. Эмоциональное восприятие материала, помогло детям испытать чувство гордости за свою малую родину, и своих соотечественников, за красоту природы и животного мира.

Наш виртуальный музей состоит из пяти «экспозиций» :

Мой город

История города

Книга природы

Культурное наследие

Так, первая экспозиция «Мой город» знакомит детей с достопримечательностями нашего города, его символикой, улицами и памятниками. Дети узнают, почему называется так наш город, какие символы присутствуют на гербе и флаге нашего города, как выглядят главные памятники и достопримечательности.

Знакомясь с материалами второй экспозиции «История города», дети продолжают изучать историю возникновения нашего города, исторических зданий. Знакомятся с одной из ярких страниц городской истории, судьбой выдающихся людей нашего города (братья Белоцерковские, С. Н. Булгаков, Рошаль Л. М. и другие). Также, здесь представлены материалы о вкладе жителей нашего города в Великую Победу, героях Советского союза нашего города и известном конструкторе Н. Н. Поликарпове.

Выбирая материалы третьей экспозиции «Книга природы», цель которой формирование представлений о животном и растительном мире Орловской области, дети знакомятся с обитателями нашего края. Не выезжая за пределы города, можно оказаться в необычайно красивом лесу, в котором произрастают все деревья, какие только есть в Ливенских лесах, живут животные и птицы.

Материалы четвертой экспозиции «Культурное наследие» познакомят детей с краеведческим музеем города Ливны. Дети смогут осуществить виртуальную экскурсию по музею, познакомиться с известными художниками, писателями, поэтами, а родители и педагоги поближе познакомиться с их творчеством. Для темы «Ливны во все века дивны» разработан виртуальный музей о том, как проводили досуг в мирное время, какие наряды одевали на праздники, а какие в будний день и т. д. Интересна тема «Плешковские свистульки и история их возникновения». Все эти виртуальные музеи прекрасно используются для интегрированных занятий: по чтению художественной литературы – сопровождаем текст изображением, на окружающем мире, на занятиях по рисованию, лепке и т. д.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии, которые являются составляющей виртуального музея города Ливны, нескольких видов: – фотопутешествия, оформленные в виде электронных презентаций, фильмы, созданные педагогами и видеоролики семейных экскурсий. В качестве экскурсоводов выступают, как педагоги, так и дети или семьи воспитанников. Помогает проводить экскурсии по городу, игровой персонаж – Хранитель тайн города Ливны, который очень полюбился детям. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуального музея лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важными этапами при создании виртуального музея являются :

постановка цели и задач музея;

выбор темы;

изучение литературы по данному вопросу;

отбор и изучение экскурсионных объектов;

отбор фото и иллюстраций города,

составление обучающих презентаций и видеороликов;

подготовка «экспозиций»;

составление программы виртуального музея (структурирование материала);

показ экскурсий.

В заключении хочется сказать, что виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее : экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии. Он, как и любой другой музей может постоянно пополнятся новыми материалами и развиваться дальше. Работа по созданию Виртуального музея сплачивает коллектив педагогов, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, что в результате ведет к обеспечению социально-воспитательного эффекта : содействию воспитания будущего поколения, обладающего гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее малой родины.

Таким образом, виртуальный музей способствует развитию познавательных процессов, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников воспитательно - образовательного процесса более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад по теме: «Сказка - как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» На сегодняшний.

Опыт работы «Реализация государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Слайд 2. Проблема формирования национально – государственной идентичности – это одна из актуальных.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие.

Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 11:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виртуальный музей как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чурилова (УИ 603121) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД