Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

Саргы Шадрина
Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразовательной работы.

Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В. М.

Бехтеревым, А. П. Нечаевым,И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном и др.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, отсутствие логического мышления а также большая, чем у мужчин, эмоциональность и социальная уравновещенность. Маленький ребенок понимает, что он мальчик или что она девочка и это самым существенным образом влияет на его дальнейшее развития не только физиологическое, но и психическое. В настоящее время уже не ставится под сомнение тот факт, что мужчины и женщины обладают различными психическими особенностями.

Игра имеет большое значение в воспитании ребенка. Через игру ребенок постигает азы жизни.

Актуальность: Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания. Происходит поиск новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола.

Цель: изучение полоролевого воспитания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Задача:

1. Обосновать роль сюжетно-ролевых игр при полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста

2. Разработать и апробировать методику полоролевого воспитания дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

3. Дать рекомендации по проведению сюжетно-ролевой игры при полоролевом воспитании детей.

Предмет эксперимента: полоролевое воспитание дошкольников старшего возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Объект эксперимента: полоролевое воспитание дошкольников.

Гипотеза: влияние сюжетно-ролевых игр при полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:

подобрать сюжетно-ролевые игры с учетом женско-мужских отношений.

Учитывать психологические особенности половой принадлежности детей.

Создать предметно - развивающую среду для самостоятельных игр детей.

Этапы:

I. Подготовительный:

Цель – а) определение точной цели диагностического исследования, то есть того, что педагог намерен достичь в процессе работы с ребенком;

б) постановку задач, то есть определение того, что необходимо проделать в ходе работы;

в) выбор методов работы с сюжетно-ролевой игрой, а также рассмотрение возможностей применения других методов и техник для расширения объема информации о ребенке (например, беседа с родителями, педагогами, и т. д., для контроля достоверности предварительной информации, закрепления полученных результатов.

II. Основной этап:

Цель - Задачи полоролевого воспитания :

1. Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчиком).

2. Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на сюжетно – ролевых играх взаимоотношений полов.

3. Подготовка к будущей семейной жизни – к роли отца и матери.

4. Формирование взаимодействия педагогов с родителями.

5. Удовлетворение познавательных интересов детей.

Формы организации:

Беседы, рассказы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная, сюжетная, просмотр и показ сказок, театрализация, занятия по изобразительной деятельности, экскурсии.

III. Заключительный этап:

На контрольном этапе провели сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.

Для этого мы провели повторную беседу, изложенной нами на констатирующем этапе исследования, для определения уровня полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста и получили следующий результат.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа.

•. Таким образом, сравнительный анализ данных, которой приведен в данной диаграмме контрольного этапа, показал эффективность проведенной нами работы с детьми и родителями по полоролевому воспитанию на формирующем этапе.

Сюжетно – ролевая игра позволяет ребенку осмыслить те отношения между полами, которые он видит в окружающем его мире. Детям нужны разные игрушки, которые выполняют много различных функций.

Работа по самообразованию:

Содержание работы Мероприятие Сроки выполнения Результаты

Осуществление методической деятельности

Создание развивающей среды в группе. Смотр-конкурс ДОУ 1 раз в год - приказы МДОБУ

Организационно-методическая деятельность.

Профессионально-педагогическая деятельность. 3. Участие в профессиональных конкурсах. Постоянно - дипломы

Взаимодействие с родителями

Организация работы с родителями.

Использование разнообразных форм работы. 1. Консультации.

2. Индивидуальные беседы.

3. Анкетирование.

4. Фотовыставки. Постоянно - отзывы

Личный вклад в повышении качества образования

Результативность работы педагога по освоению детьми образовательной программы. Проведение мониторинга освоения детьми образовательной программы. Октябрь, апрель - аналитическая справка по результатам проведенного мониторинга

Систематичность в повышении квалификации. В централизованных формах. 1 раз в пять лет - документ, подтверждающий обучение

Этапы работы по самообразованию:

Проводимые мероприятия Сроки Форма отчета

I. Подготовительный этап

Сформулировать тему самообразования Сентябрь Полоролевое воспитание дошкольников старшего возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Изучить литературу по выбранной теме:

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, № 5, 1987.

2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, № 2, 1987.

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение. 1987.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д. ф. н. М. С. Мацковского. СПб - М., 1997.

5. Бреслав Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, № 6.

8. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации // Гуманизация образования дошкольников. Волгоград, 1999.

9. Значение полоролевого воспитания в становлении нравственного здоровья дошкольников // Нравственные проблемы XXI века. Волгоград, 1999.

10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

Ежегодно Составить каталог литературы и пособий для детей

Провести анкетирование родителей Сентябрь 1. Анкета

провели анкетирование родителей для выявления в области воспитания мальчиков и девочек и различий в методах воспитания по отношению к ним, специфики трудовых поручений, выполняемых детьми разного пола.

Провести диагностику детей Октябрь, апрель -разработка критерия показателей по культуре родного края

-сформировать папку «Мониторинг детей по жанрам якутского фольклора»

Довести проблему в данном направлении до родителей воспитанников - выступление на родительском собрании

- рекомендации родителям по интересующим вопросам

Анализ условий в группе по данной теме В течение года - разработать план по обновлению ПРС

II.Основной этап- практический

Составить план самообразования:

- обозначить цель, задачи, направления самообразования Сентябрь-октябрь - план самообразования

- подготовка необходимых наглядных, дидактических пособий и методических материалов, необходимых для работы с детьми и родителями

Разработать тематику для выступлений В течение года 1. Отчёты о работе с дошкольниками на педсоветах.

2. Отчёты-выступления на родительских собраниях.

3. Презентации.

Консультирование воспитателей на тему полоролевому воспитанию детей В течение года 1.«Предметно-развивающая среда в группах ДОУ с региональным компонентом».

2. Презентация «Предметно-развивающая среда по

патриотическому воспитанию»

3. Презентация «Создание предметно-пространственной среды для разностороннего развития ребенка через интеграцию образовательных областей»

Приобретение методической литературы по теме самообразования Регулярно 1. По реализации программы «От рождения до школы».

2. По пполоролевому воспитанию детей.

Разработка занятий. В течение года 1. Рассказ воспитания «Откуда я появился? использованиям наглядных пособий

2. Коллективное рисование «Зарождение новой жизни».

3. Беседа «Моя семья».

4. Рассматривание репродукций картин по теме фотографий «Семья»

Разработка игр. 2017-2020 г. г. Дидактические игры:

«Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)».

Совместная игра. «Кукла идет в гости»,

«Собираемся в театр»,

«Одеваемся на прогулку в лес»,

«Показ моделей»,

«Ателье мод».

Организация кружковой работы дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию Ежегодно 1. Утверждение рабочей программы кружка «Веселые пальчики» на педсовете.

Оформление уголка по теме самообразования в группе. В течение года -Создание уголка «Сюжетно-ролевые игры»

-Дополнение уголка разными атрибутами

Разработка диагностического материала для проверки знаний у детей по теме. В течение года Подобрать диагностический инструментарий по проверке знаний у детей по теме самообразования.

Подборка материала по патриотическому просвещению родителей. В течение года Проведение итогового мониторинга и опроса родителей.

Консультирование родителей по полоролевому воспитанию детей В течение года Консультации:

-«Полезные советы для родителей»

- Выставка детских работ

III. Заключительный этап:

Подведение итогов работы В течение года -«Дидактическое пособие своими руками».

- «Книжки своими руками»

Подготовка акций Ежегодно -Фотовыставка детей

-Выставка рисунков в приемной группы

Участие в работе педсоветов. В течение года Презентации:

«Сюжетно ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей»

Участие в конкурсах разных уровней Регулярно 1. Муниципальные конкурсы.

2. Всероссийские творческие конкурсы.

3. Международные творческие конкурсы.

Приложение 1

План взаимодействия с родителями:

План работы Содержание Родители

Сюжетная игра «Ателье мод», «Показ мод», «Мы строители» Помощь в приобретении костюмов, атрибутов для театрализации

Загадки

Явления природы, животные, насекомые, человек, одежда, учеба, наука, техника Участие в викторине, сделать альбом загадок

Пословицы О дружбе, о труде людей, о смелости, о лени, о жадности, о трусливости Участие викторине

Беседа Сочинение рассказов «Я – будущий (я) папа, (мама)»

Участие помощь родителя

Фотовыставка «Моя семья»

Участие родителя

Литература: 1. Кукулите Т. Г. половое воспитание дошкольников в детском саду и в семье // Детство: Педагогический альманах. - №1. – СПБ. : Акцидент, 1998. –с. 152-158.

Лосева О. К. Половое воспитание детей и подростков в семье. – М., 1990. -31.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей – М: Просвещение, 1974. -207.

3. Макаренко А. С. О воспитании в семье. – М. : Просвещение, 1955. – 101с.

4. Микушева Т. В., Пономарева Л. М., Райхерт Л. М. Раздельное воспитание : за и против // Обруч, - 1998. - №6. – с. 6-7.

Приложение 2

План работы по полоролевому воспитанию с детьми старшего возраста.

Цель Предварительная работа Сюжетно-ролевая игра

1 квартал

Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков. 1. Беседа «Одежда девочек и мальчиков»,

работа с картинками.

2. Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью. «Кукла идет в гости»,

«Собираемся в театр»,

«Одеваемся на прогулку в лес»,

«Показ моделей»,

«Ателье мод».

Дать знания о рациональном питании, режиме для мальчиков и девочек. 1. Беседа «о полезных и вредных продуктах» :

- можно ли девочкам увлекаться пирожными?

- Как стать стройным?

- О пользе каш.

- Зачем нужно есть фрукты и овощи?

- Как стать сильным?

- Нужно ли жевать жвачку?

2. Беседа о режиме дня:

- Для чего нужна зарядка?

- Значение прогулки.

- Воздух, солнце и вода - наши друзья.

3. Сочинение сказок о полезных продуктах. «Смак», «Мы кушаем»,

«Фрукты и овощи»,

«Полезные и вредные продукты», «Режим детского сада».

Дать знания о различиях поведения мальчика. 1. Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка добрая душа»

2. Работа с пиктограммами.

3. Беседа «Кто я?» «Кто ты?», «Мальчик и девочка», «Мальчики – сильный», Девочки – нежные».

Формирование норм поведения мальчика. 1. Чтение «Денискиных рассказов» В. Дразинского. Анализ сказок, например «Сказки о мертвой царевне….»

2. Беседа «В чем сила и слабость мальчика?»

3. Анализ житейских ситуаций.

4. Составление кодекса рыцаря в рисунках. «Рыцари», «Мальчик приглашает на день рождения девочку»,

«8 марта», «Хоккей – любимая игра», «Снайперы», «Гонки с шайбой», «Дальнобойщики».

Формирование норм поведения девочки. 1. Анализ поведения героинь в сказках «Василиса Прекрасная»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и. т. д.

2. Составление кодекса «Благовоспитанной дамы» в рисунках. «Принцесса», «Как девочке стать привлекательной», «Парикмахерская»,

«Салон красоты».

2 квартал

Дать понятие о различии

Игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм.

1. Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?»,

«Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)».

Совместная игра.

Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношению полов. 1. Беседа «Драться или не драться?

- Как попросить о помощи?

- Как попросить игрушку, конфету?

2. Анализ нравственных

ситуаций, работа с картинками. «Дружба», «Мы не ссоримся», «Попроси игрушку».

Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками. 1. Чтение сказок «Снежная Королева»,

«Светик – Семицветик»

2. Беседа.

- «Страна мальчишек (девчонок)».

- Как подружится с девчонкой?

- Как оказывать знаки внимания?

- Почему мужчины и женщины целуются? Игровые ситуации,

«Разрешите представиться»,

«Кто мне нравится»,

«Любовь с первого взгляда».

Формирование правильного представления о семье, отца, дедушки, бабушки,

сёстры, братья.

Осознание партнерского

Характера жизни в семье. 1. Беседа «Моя семья».

2. Рассматривание репродукций картин по теме фотографий «Семья». «Домашние сюжеты»,

«Завтра воскресенье и вся семья поедет в лес»,

«Вся семья отдыхает дома».

«Наша семья».

Формировать представление о роли матери в семье 1. Анализ произведения «сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка».

2. Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?»

- Члены семьи-машины помощники.

3. Сочинение рассказов «Я – будущая мама». «Мама готовить»,

«Уборка в квартиры»,

«Мама спешит на работу»,

«Мама заболела».

Формировать представление о роли отца в семье. 1. Беседа «Как я провел выходной день».

2. Анализ стихотворений по теме.

3. Сочинение рассказов «Я – будущий папа».

«У папы выходной»

«Прогулка с папой».

3 квартал

Удовлетворить позновательные потребности детей в знаниях о деторождении. 1. Рассказ воспитания «Откуда я появился? использованиям наглядных пособий

2. Коллективное рисование «Зарождение новой жизни». «Семья ждет ребенка»,

«В семье маленький»,

«Роддом», «Мать и дочь».

Формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). 1. Анализ рассказов Н. Носова «Фантазеры»

Э. Шим «брат и младшая сестра»; стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида».

2. Беседа «Братья и сестры». «Сестренка заболела»,

«Идем на прогулку»,

«Сестренку обидели»,

«В семье появился братик (сестренка)»,

«Мы с братом (сестрой)

играем».

Формировать представление о домашних обязанностях

Девочки и мальчика (мужских и женских) и о необходимости их равного распределения. 1. Анализ стихотворений

Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если был бы я девчонкой».

А. Барто «Помощница».

2. Беседа

- Мужская и женская работа.

- Чем я могу помочь маме и папе? «Уборка дома»,

«Стирка»,

«Готовимся к празднику», «Ждем гостей», «День рождения», «8 марта»

Познакомиться особенностями мужских и женских профессий, их важностью. 1. Беседы: «Кем я хочу стать?».

«Профессий родственников».

2. Чтение стихотворений

В. Маяковского «Кем быть?»

С. Маршака «Кем стать?»

«Кто знает больше профессий?»,

«Примеряем работу»,

2 «Царь картошка»,

«Школа»,

«Больница»,

«Магазин»,

«Летчик»,

«Космонавт».

Познакомить с правилами поведения в общественных местах, формировать умение оградить себя от преступности на половой почве. 1. Беседы: «Как вести себя с незнакомым человеком;

«Почему нельзя убегать от родителей»

2. Анализ ситуаций.

«Меня угощают незнакомый человек»,

«Меня зовут в гости».

Работа с картинками. «Мы идем в гости»,

«Знакомство»,

«Прогулка».

Сформировать у родителей правильное отношение к «влюбленности», дружбе мальчика с девочкой. Беседа «Мама, когда я вырасту, то женюсь на Олечке?»

Как родителям реагировать на первое чувство влюбленности их ребенка. «Свадьба»,

«Я женюсь»,

«Любовь с первого взгляда»,

«Маша + Саша».

Приложение 3

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа.

этапы Группы Высокий Средний Низкий

1.

Экспер.

Контр.

41,6%

50%

25%

25%

33,3%

25%

2.

Экспер.

Контр.

75%

50%

16,6%

33,3%

8,3%

16,6%

Таким образом, как видно из таблицы, в результате повторного проведения беседы, после формирующего эксперимента, мы выявили, что уровни полоролевой идентификации детей экспериментальной группы повысились.

Уровни полоролевой идентификации детей контрольной группы изменились незначительно, что определяется в однотипных ответах детей. Четкого и характеризующего тот или иной пол сравнения не прослеживалось, Ответы детей ограничились одними словами, при выделении личностных качеств разных полов нет обобщения ответов.

Исследование показало зависимость позитивной полоролевой социализации дошкольников от педагогической эффективности полоролевого воспитания, способствующего успешному овладению половыми ролями, культурой взаимоотношений полов, что позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной педагогической деятельности по полоролевому воспитанию девочки / мальчика дошкольного возраста в контексте реальной жизнедеятельности дошкольных образовательных учреждений.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста» Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является активным.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникации у детей среднего дошкольного возраста Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению.

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста» Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста" Выполнила: Майорова.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1 Практико-значимая работа проектно-исследовательской деятельности «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2 Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игрыСуществует несколько групп игр, развивающих.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кафе» Цель: расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных места Задачи: 1.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста с умственной «Оденем куклу Машу» Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу Машу» Цель: продолжение обучения подбирать предметы одежды по назначению Задачи: 1. Учить запоминать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2019 в 17:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Саргы Шадрина (УИ 1349081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД