Ольга Белова
Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему "ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Разработали: О. В. КУДАСОВА, О. В. РОГАЛЁВА.
Публикация «Волонтерская деятельность как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Согласно ФГОС ДО программа ДОО направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности и успешное продолжение обучение в школе.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.
Одним из способов решения этой проблемы стала реализация проекта #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ, главной идеей, которого является организация волонтерского движения в условиях детского сада, в рамках которого дети старшего дошкольного возраста включены в различные виды добровольческой деятельности. Данный проект разработан на основе технологии «Дети-волонтеры» Н. П. Гришаевой.
Волонтерство - перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь с самого раннего возраста.
Основной целью проекта #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В основу работы детского волонтерского клуба «#ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ» заложена идея «День добрых дел». 1-2 раза в неделю дети старших групп приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело.
Работу по организации волонтерского движения в детском саду можно разделить на несколько этапов. На первом этапе осуществляется привлечение детей к волонтерской деятельности и планирование работ. Важно, чтобы все участники группы имели согласованное четкое понимание роли добровольцев и ценности их вклада. На этом этапе знакомим детей с понятием «волонтер», кого можно назвать «волонтером», объясняем детям правильное понятие о доброте, заботе, рассказываем детям зачем, и как их проявлять. На простых конкретных примерах, показываем, что означает слово «помощь», что ее нужно оказывать человеку любого возраста.
На втором этапе, происходит выявление проблемы. Для этого в группе находится почтовый ящик, где педагоги младших групп оставляют для детей письмо с просьбой помочь младшим детям. Затем рассматривая проблему с детьми, определяем, как именно мы можем помочь.
На этапе постановки задач и обязанностей - ясно и лаконично изложить детям обязанности каждого волонтера. Формулировка обязанностей должна очертить конкретные волонтерские обязательства, стандарты поведения. На этом этапе происходит непосредственное привлечение детей к волонтерской деятельности. Самый эффективный метод набора волонтеров - личный контакт. Просто предлагаем детям присоединиться.
Перед тем как дети из числа волонтеров приступят к своим обязанностям «волонтера», необходимо подготовить их к дальнейшей работе. В первую очередь стоит провести небольшое обучение. Обучение проводится по следующим направлениям: как вести себя малышами, играть с ними, как помочь малышам собраться на прогулку, раздеться, умыться и т. д. И только после этого дети на практике реализуют полученные знания и навыки.
Помогая, у детей - волонтеров формируется ощущение «взрослости». Возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Добровольчество не предполагает денежного вознаграждения. Тем не менее, важно, чтобы работа добровольцев была определенным образом отмечена, и они почувствовали, что внесли вклад. Главное в поощрении волонтера – это признание его труда. В нашем случае мы применяем следующие виды поощрений: благодарность, а также запись в личную книжку волонтера. «Личная книжка волонтера» позволяет вести учёт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы ребенка-волонтёра и его активность. Главное что признание должно быть своевременным, индивидуальным, искренним и публичным.
Дети из числа добровольцев участвуют в волонтерской деятельности по разным направлениям, таким как: социальное волонтерство – деятельность, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Экологическое волонтерство - один из самых интересных и доступных видов добровольческой деятельности. Как правило, это участие в экологических акциях. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Дети имели возможность принять участие в следующих мероприятиях «Покормите птиц зимой»; «Посади свое дерево»; «Сохраним леса Байкала».
В рамках профилактического волонтерства прошли такие акции как: «Пешеход, соблюдай ПДД»; «Автокресло – детям!» направленные на пропаганду безопасного образа жизни.
Таким образом, мы считаем, что реализация проекта обеспечивает детям развитие целевых ориентиров заявленных во ФГОС ДО, совершенствование, которых на последующих уровнях образования обеспечит эффективную социализацию и формирование духовно - нравственных основ молодого поколения.