Наталья Дорофеева
Организация мастер-класса в ДОУ: преимущества, цели, особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых, является отличной формой передачи опыта коллегам.
Преимущества такого подхода :
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
Публикация «Организация мастер-класса в ДОУ: преимущества, цели, особенности» размещена в разделах
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Цели мастер-класса
Основной принцип мастер-класса : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Для того чтобы организовать мастер-класс в ДОУ, необходимо четко определить цель данной формы общения. Она двояка. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.
Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ДОУ.
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Возможный предмет деятельности во время мастер-класса
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приемы использования технологий;
- авторские методы применения технологий на практике;
- тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
Деятельность участников мастер-класса
- изучение разработок по теме мастер-класса;
- участие в обсуждении полученных результатов;
- постановка вопросов, получение консультаций;
- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.
При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.
Разрабатывая, свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен :
- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п. ;
- педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.
Мастер-класс предполагает :
- описание общего алгоритма работы;
- практическая деятельность по освоению конкретных приемов с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;
- обратную связь для участников;
- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Организация мастер-класса в ДОУ
Продумав содержание мастер-класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.
Продолжительность мастер-класса не является постоянной. Обычно – от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования, климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Кроме того, при организации мастер-класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:
- удобное для проведения занятий помещение; канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветные маркеры и т. д.); необходимое методическое оборудование и т. д.
Рекомендации по проведению эффективного мастер-класса
(из письма Министерства образования и науки Пермского края)
Мастер-класс –
• форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных
в группы по определенной актуальной теме, знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника;
• наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе;
• одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая
в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового;
• это «изюминка», которую нужно представить творчески, чтобы было актуально и интересно;
• одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех;
• это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.
Характерные особенности мастер-класса :
• Передача и обмен опытом.
• Деятельностный подход (Активная деятельность участников).
• Глубокое сочетание теории и практики.
• Смена деятельности.
• Наглядность.
• Образность.
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися).
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов).
• Проводит яркая личность.
• Нет назидательности.
• Вызывает желание сделать, как мастер.
• Сделать лучше.
• Простота.
• Доступность.
• Творчество.
• Инициативность.
• Мозговой штурм.
• Исполнение различных ролей.
• Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей.
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности.
• Рефлексивная деятельность.
Структура мастер-класса :
• Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).
• Тренинг или разминка (активизация деятельности).
• Блок учебной информации. Основные элементы опыта.
• Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация.
• Рефлексия.
Организация мастер-класса :
• Идея.
• Подготовка, постановка цели, задач.
• План.
• Найти личность мастера (подбор команды).
• Подбор информации.
• Реализация проекта.
• Показ своей презентации (методов, приемов работы).
• Привлечение параллельно участников к активной деятельности.
• Рефлексия.
Деятельность мастера :
• работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»;
• умение владеть вниманием аудитории;
• максимальное вовлечение участников;
• развитие умения работать индивидуально и в группах;
• использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
• высокий уровень педагогического мастерства;
• большое желание работать творчески;
• проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).