Наталья Юрченко
Организация комплексной поддержки одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация комплексной поддержки одаренных детей
Определение, используемое федеральным правительством, гласит: "Под одаренными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актерское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой".
Публикация «Организация комплексной поддержки одаренных детей» размещена в разделах
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Выделяют такие виды одаренности : Интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-эстетическая, социальная (лидерская, психомоторная (спортивная, духовно-ценностная.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают деятельность, с которой не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей и молодёжи, как моральных, так и материальных. Ярко выраженная одаренность у таких детей должна быть поддержана и должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.
Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одарённых детей, следует признать, что проблема эта касается нашего общества в целом: семьи, системы дошкольного, общеобразовательного, среднего и высшего профессионального образования.
Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Вот лишь некоторые формы и методы такой комплексной поддержки одаренных детей :
1. Поощрение одаренных детей :
• Создание системы мотивации для всех детей объединения;
• Издание публикаций в СМИ, в Интернет-изданиях;
• Награждение премией администрации Центра «Крылатая гордость»;
• Оформление стенда «Лучшие ученики Центра (или книга почета);
• Составление характеристик и рекомендаций для поощрения одаренных детей в различные инстанции (ОУ, администрацию района, города, области и для ВДЦ и МДЦ);
• Составление портфолио одаренного ребенка и направление его по итогам года на имя администрации школы;
• Вручение кубков «За вклад в развитие детского движения».
2. Работа с родителями одаренных детей :
• Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
• Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
• Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне Центра и муниципалитета;
• Направление письменных благодарностей на имя родителей;
• Частичная оплата расходов, связанных с участием в конкурсах одаренных детей;
• Материальная помощь в приобретении оборудования, формы для одаренных детей.
3. Работа с педагогами дополнительного образования:
• Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми на темы : «Soft Skills - база для формирования одаренности», «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в объединении», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения».
• Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
• Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.