Рашидат Багандова
Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги, рада всех приветствовать на нашем семинаре, который посвящён «Системе выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ».
В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.
Публикация «Семинар для педагогов „Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Как бы нам ни хотелось видеть в лице педагогов профессионалов самого высокого уровня, это, к сожалению, не всегда соответствует действительности. Но те педагоги, которые понимают необходимость данного подхода в работе с детьми, знают, что в современных условиях в списке главных целей образования одним из первых стоит вопрос формирования творческого человека, способного решать профессиональные и личные проблемы, и не боящегося брать ответственность на себя. Об этом говорят и последние нормативные документы в сфере образования.
Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости?
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.
В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Глядя вперед, в первую очередь нужно смотреть на детей.
Для педагогов важно понимать, что такое программа работы с одаренными детьми, и семинары по подготовке педагогов для работы с талантливыми и мотивированными детьми в этом оказывают неоценимую помощь.
Выявление одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогами и детскими психологами на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей ребенка, его речи, памяти, логического мышления, личностных качеств и др.
Исходя из выше сказанного, хочу предложить вам небольшой тест:
«Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников».
Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу.
Ключ теста: Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Я надеюсь, что большинство педагогов, здесь присутствующих, имеют именно с такие профессиональные качества, потому что на базе нашего детского сада с этот года работает ресурсная площадка по работе с одарёнными детьми.
Давайте рассмотрим, кто же является участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей?
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются :
• Воспитатели (творческая и техническая одаренность);
• Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность);
• Руководитель студии изодеятельности (художественная одаренность);
• Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);
• Инструктор по физкультуре (спортивная одаренность);
• Учитель- логопед (литературная одаренность);
• Родители.
Уважаемые педагоги для следующей работы нам с вами нужно разделиться на две команды, давайте условно поделимся пополам, чтобы было удобно работать.
Игра "Кто больше?"
Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете? Выигрывает команда назвавшая большее количество форм.
(Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.).
Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей включает в себя :
1. Системное просвещение родителей по вопросам развития и поддержки одарённых детей (в том числе через средства массовой информации, сеть Интернет);
2. Организация конкурсных и интеллектуальных мероприятий с привлечением родительской общественности;
3. Поддержка и поощрение родителей одарённых детей.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях ДОУ).
Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:
1. Формирование банка информационно-методических материалов (диагностика, методики, тренинги, анкеты и т. п.)
2. Проведение психолого-педагогического исследования общих способностей одаренных детей. Обработка и анализ результатов.
3. Обеспечение преемственности между ДОУ и начальным образованием (передача банка данных одаренных детей, портфолио, диагностических карт и пр.)
4. Контроль за обеспечением преемственности между дошкольным и начальным образованием.
5. Разработка в отношении каждого одарённого ребёнка индивидуального маршрута по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.
6. Контроль за реализацией индивидуальных маршрутов по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. Выделяются следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми :
Понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе;
Обладает выдающейся эго-силой;
Чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других и доверяет им;
Умственное развитие выше среднего;
В интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;
Инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения;
Имеет развитое воображение, гибкость, открытость к новым идеям;
Обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;
Отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний;
Высокие потребности в достижении целей;
Интуитивен, хорошо развито восприятие;
Стремится к совершенствованию;
Энтузиаст;
Обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия.
Поэтому необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.
- Вопрос для педагогов : «Как вы думаете, какими знаниями должен обладать педагог, работая с одарёнными детьми?» (Ответы педагогов).
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:
• Психологию одарённости;
• Нормативную базу по проблеме;
• Инновационные технологии;
• Методы выявления детской одарённости;
• Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
• Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
• Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
• Программы (комплексные и специализированные);
• Современную научно-методическую литературу по проблеме;
• Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
• Возрастные особенности проявления признаков одарённости;
• Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
• Интересы ребёнка;
• Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат;
• Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;
• Эффективные формы и методы работы с родителями.
- Вопрос для педагогов : «Как вы думаете, какими умениями должен обладать педагог, работая с одаренными детьми?» (Ответы педагогов).
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:
• Создавать развивающую среду.
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.
• Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.
• Применять инновационные технологии и методики.
• Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми
• Проявлять свои личностные творческие способности.
• Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.
• Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)
• Организовывать работу с родителями.
• Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.
• Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.
• Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.
• Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми.
• Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.
• Разработать учебную программу кружковой работы.
• Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.
• Организовывать оптимальные формы работы с детьми.
• Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.
Сейчас в нашем ДОУ создается информационный банк по одаренным детям : музыкальная одаренность, художественная, артистическая, интеллектуальная, лидерская, техническая, спортивная, литературная.
Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть и, заодно, закрепить свои знания по критериям одаренности.
Подберите критерии одаренности из предложенных :
1 команда - Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
2 команда - Ребенок имеет артистический талант, если он:
(педагоги выбирают критерии из предложенных ниже, каждая команда для своего «таланта»)
• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• пластичен, открыт всему новому;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Правильный ответ
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Ребенок имеет артистический талант, если он:
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен, открыт всему новому;
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
В нашем детском саду интересы детей удовлетворяются посещением кружков: "Светлячок" – кружок художественно-эстетического развития; «Юный дизайнер»–кружок конструирования; «Радуга» - спортивно-танцевальный кружок; «Березка» - кружок нравственно-патриотического воспитания; «Стрекоза» - танцевально-хореографический кружок; «Творец» - кружок моделирования и ручного труда для мальчиков; «Белая ладья» - интеллектуально-творческое развитие; «Росточек» - эколого-валеологический кружок.
В холле ДОУ создана аллея звезд "Мы зажигаем звёзды", которая периодически пополняется новыми "звездочками".
В ДОУ мы планируем широко использовать проектную деятельность и другие технологии, которые обеспечивают широкий спектр компетентности детей в различных сферах познания.
В старших группах:
1. Проектная деятельность в ДОУ.
2. Исследование в ДОУ, И. Л. Паршукова.
3. Технология режиссёрских игр.
4. Приёмы развивающего обучения Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова.
5. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», автор Л. С. Римашевская.
6. Теория решения изобретательских задач.
7. Наглядное моделирование – круги Эйлера.
В подготовительной группе (в экспериментальных подгруппах) :
1. Проектная деятельность в ДОУ.
2. Технология экспериментирования, Н. М. Зубкова.
3. Технология режиссёрских игр.
4. Система педагогической работы с детьми 6 – 7 лет по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
5. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», автор Л. С. Римашевская.
6. Теория решения изобретательских задач (Г. Альтшуллер).
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Условия, которые должны быть созданы в ДОУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников :
• Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
• Наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей.
• Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).
• Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОО.
• Система стимулирования педагогической деятельности.
• Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.
• Взаимодействие с семьями воспитанников.
• Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.
• Система индивидуальной работы с дошкольником.
• Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
• Право выбора вида деятельности для ребёнка.
• Передовой педагогический опыт по проблеме.
• Раннее выявление детских способностей и их развитие.
• Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
• Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
• Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
• Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
• Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей
• Создание кружков по интересам, в том числе с привлечением педагогов с детского дома творчества на базе ДОУ;
• Разработка программы по работе с одарёнными детьми и психолого – педагогического сопровождения детей и педагогов, работающих с ними;
• Подготовка одарённых детей к районным конкурсам, выставкам, фестивалям, спартакиадам для детей дошкольного возраста;
• Подготовка и участие одарённых детей в конкурсах всероссийского и международного уровня;
• Активация участия воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, с речевыми нарушениями, в интеллектуальных и творческих конкурсах;
• Создание проекта детского портфолио «Успеха».
Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий : организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.
Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.
За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.
Суфийская притча.
Мудрец спросил ученика: "В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?"
- "Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы?" - сказал ученик.
- "Нет", - ответил мудрец, - "В том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы".
Уважаемые педагоги, хочу вам напомнить, что дошкольный возраст – это как раз то время, когда дети находят колоссальное количество вопросов. И чтобы у них в будущем не случилась «ужасная трагедия человеческой жизни», как говорится в притчи, поддерживайте и стимулируйте у них интерес к познанию нового, чтобы дети и дальше находили вопросы, на которые следует искать ответы.
Благодарю, вас за внимание.