Приложение МААМ

Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»

Рашидат Багандова
Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте уважаемые коллеги, рада всех приветствовать на нашем семинаре, который посвящён «Системе выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ».

В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Тем не менее, не все специалисты образовательных учреждений готовы внедрять в практику новые технологии, а также сопровождать данную деятельность.

Публикация «Семинар для педагогов „Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Как бы нам ни хотелось видеть в лице педагогов профессионалов самого высокого уровня, это, к сожалению, не всегда соответствует действительности. Но те педагоги, которые понимают необходимость данного подхода в работе с детьми, знают, что в современных условиях в списке главных целей образования одним из первых стоит вопрос формирования творческого человека, способного решать профессиональные и личные проблемы, и не боящегося брать ответственность на себя. Об этом говорят и последние нормативные документы в сфере образования.

Нерешённой остаётся и проблема образования одарённых детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одарённого ребёнка, а не некоторые черты его одарённости?

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Глядя вперед, в первую очередь нужно смотреть на детей.

Для педагогов важно понимать, что такое программа работы с одаренными детьми, и семинары по подготовке педагогов для работы с талантливыми и мотивированными детьми в этом оказывают неоценимую помощь.

Выявление одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогами и детскими психологами на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей ребенка, его речи, памяти, логического мышления, личностных качеств и др.

Исходя из выше сказанного, хочу предложить вам небольшой тест:

«Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников».

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, а знаком “-” те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий.

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу.

Ключ теста: Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Я надеюсь, что большинство педагогов, здесь присутствующих, имеют именно с такие профессиональные качества, потому что на базе нашего детского сада с этот года работает ресурсная площадка по работе с одарёнными детьми.

Давайте рассмотрим, кто же является участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей?

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются :

• Воспитатели (творческая и техническая одаренность);

Педагог – психолог (интеллектуальная одаренность);

• Руководитель студии изодеятельности (художественная одаренность);

• Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность);

• Инструктор по физкультуре (спортивная одаренность);

• Учитель- логопед (литературная одаренность);

• Родители.

Уважаемые педагоги для следующей работы нам с вами нужно разделиться на две команды, давайте условно поделимся пополам, чтобы было удобно работать.

Игра "Кто больше?"

Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете? Выигрывает команда назвавшая большее количество форм.

(Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.).

Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей включает в себя :

1. Системное просвещение родителей по вопросам развития и поддержки одарённых детей (в том числе через средства массовой информации, сеть Интернет);

2. Организация конкурсных и интеллектуальных мероприятий с привлечением родительской общественности;

3. Поддержка и поощрение родителей одарённых детей.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования условиях ДОУ).

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:

1. Формирование банка информационно-методических материалов (диагностика, методики, тренинги, анкеты и т. п.)

2. Проведение психолого-педагогического исследования общих способностей одаренных детей. Обработка и анализ результатов.

3. Обеспечение преемственности между ДОУ и начальным образованием (передача банка данных одаренных детей, портфолио, диагностических карт и пр.)

4. Контроль за обеспечением преемственности между дошкольным и начальным образованием.

5. Разработка в отношении каждого одарённого ребёнка индивидуального маршрута по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.

6. Контроль за реализацией индивидуальных маршрутов по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. Выделяются следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми :

Понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе;

Обладает выдающейся эго-силой;

Чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других и доверяет им;

Умственное развитие выше среднего;

В интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;

Инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения;

Имеет развитое воображение, гибкость, открытость к новым идеям;

Обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;

Отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний;

Высокие потребности в достижении целей;

Интуитивен, хорошо развито восприятие;

Стремится к совершенствованию;

Энтузиаст;

Обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия.

Поэтому необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.

- Вопрос для педагогов : «Как вы думаете, какими знаниями должен обладать педагог, работая с одарёнными детьми(Ответы педагогов).

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен ЗНАТЬ:

• Психологию одарённости;

• Нормативную базу по проблеме;

• Инновационные технологии;

• Методы выявления детской одарённости;

• Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;

Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;

• Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;

• Программы (комплексные и специализированные);

• Современную научно-методическую литературу по проблеме;

• Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;

• Возрастные особенности проявления признаков одарённости;

• Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;

• Интересы ребёнка;

• Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат;

• Возможности для развития ребёнка в условиях семьи;

• Эффективные формы и методы работы с родителями.

- Вопрос для педагогов : «Как вы думаете, какими умениями должен обладать педагог, работая с одаренными детьми(Ответы педагогов).

Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен УМЕТЬ:

• Создавать развивающую среду.

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе.

• Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики.

• Применять инновационные технологии и методики.

• Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми

• Проявлять свои личностные творческие способности.

• Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.

• Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию)

• Организовывать работу с родителями.

• Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости.

• Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка.

• Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с одарённым ребёнком.

• Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми.

• Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.

• Разработать учебную программу кружковой работы.

• Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов.

• Организовывать оптимальные формы работы с детьми.

• Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.

Сейчас в нашем ДОУ создается информационный банк по одаренным детям : музыкальная одаренность, художественная, артистическая, интеллектуальная, лидерская, техническая, спортивная, литературная.

Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть и, заодно, закрепить свои знания по критериям одаренности.

Подберите критерии одаренности из предложенных :

1 команда - Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

2 команда - Ребенок имеет артистический талант, если он:

(педагоги выбирают критерии из предложенных ниже, каждая команда для своего «таланта»)

• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;

• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

• сочиняет свои собственные мелодии;

• пластичен, открыт всему новому;

• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Правильный ответ

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

• сочиняет свои собственные мелодии;

• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Ребенок имеет артистический талант, если он:

• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

• с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;

• пластичен, открыт всему новому;

• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

В нашем детском саду интересы детей удовлетворяются посещением кружков: "Светлячок" – кружок художественно-эстетического развития; «Юный дизайнер»–кружок конструирования; «Радуга» - спортивно-танцевальный кружок; «Березка» - кружок нравственно-патриотического воспитания; «Стрекоза» - танцевально-хореографический кружок; «Творец» - кружок моделирования и ручного труда для мальчиков; «Белая ладья» - интеллектуально-творческое развитие; «Росточек» - эколого-валеологический кружок.

В холле ДОУ создана аллея звезд "Мы зажигаем звёзды", которая периодически пополняется новыми "звездочками".

В ДОУ мы планируем широко использовать проектную деятельность и другие технологии, которые обеспечивают широкий спектр компетентности детей в различных сферах познания.

В старших группах:

1. Проектная деятельность в ДОУ.

2. Исследование в ДОУ, И. Л. Паршукова.

3. Технология режиссёрских игр.

4. Приёмы развивающего обучения Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова.

5. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», автор Л. С. Римашевская.

6. Теория решения изобретательских задач.

7. Наглядное моделирование – круги Эйлера.

В подготовительной группе (в экспериментальных подгруппах) :

1. Проектная деятельность в ДОУ.

2. Технология экспериментирования, Н. М. Зубкова.

3. Технология режиссёрских игр.

4. Система педагогической работы с детьми 6 – 7 лет по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

5. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», автор Л. С. Римашевская.

6. Теория решения изобретательских задач (Г. Альтшуллер).

В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.

Условия, которые должны быть созданы в ДОУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников :

• Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.

• Наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей.

• Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий).

• Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОО.

Система стимулирования педагогической деятельности.

• Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.

• Взаимодействие с семьями воспитанников.

• Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.

Система индивидуальной работы с дошкольником.

• Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

• Право выбора вида деятельности для ребёнка.

• Передовой педагогический опыт по проблеме.

• Раннее выявление детских способностей и их развитие.

• Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.

• Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.

• Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.

• Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.

• Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.

Социально-педагогическое сопровождение одарённых детей

• Создание кружков по интересам, в том числе с привлечением педагогов с детского дома творчества на базе ДОУ;

• Разработка программы по работе с одарёнными детьми и психолого – педагогического сопровождения детей и педагогов, работающих с ними;

• Подготовка одарённых детей к районным конкурсам, выставкам, фестивалям, спартакиадам для детей дошкольного возраста;

• Подготовка и участие одарённых детей в конкурсах всероссийского и международного уровня;

• Активация участия воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, с речевыми нарушениями, в интеллектуальных и творческих конкурсах;

• Создание проекта детского портфолио «Успеха».

Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий : организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

Суфийская притча.

Мудрец спросил ученика: "В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?"

- "Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы?" - сказал ученик.

- "Нет", - ответил мудрец, - "В том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы".

Уважаемые педагоги, хочу вам напомнить, что дошкольный возраст – это как раз то время, когда дети находят колоссальное количество вопросов. И чтобы у них в будущем не случилась «ужасная трагедия человеческой жизни», как говорится в притчи, поддерживайте и стимулируйте у них интерес к познанию нового, чтобы дети и дальше находили вопросы, на которые следует искать ответы.

Благодарю, вас за внимание.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО Методика «Последовательность картинок» Традиционно применяется для оценки способностей ребенка в области логического мышления. Ребенку для.

Доклад для педагогов и родителей «Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ» Наверное, нет родителей, которые не хотели бы к моменту поступления в школу их ребенок обладал хорошими знаниями и умениями. От того, на.

Методы выявления интеллектуально одаренных детей, имеющих математические способности, и формы работы с ними в ДОО Современное общество диктует педагогам новые требования к воспитанию детей. В связи с этим, вызывает большой интерес проблема детской одаренности.

Педсовет «Воспитательная система ДОУ в условиях реализации ФГОС до» .

Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Актуальность проблемы: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью.

Районный семинар для педагогов ДОУРайонный семинар для педагогов ДОУ Безопасность в детском саду На проблему безопасности детей не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную, требующую чётких,.

Семинар для педагогов ДОУ «Уголок уединения и релаксации как условие для благоприятного развития детей» Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУСеминар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Система психологической поддержки детей в ДОУ «Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Как вы считаете: На что, нужно обращать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 09:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Рашидат Багандова (УИ 120800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД