Елена Мельникова
Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время общество все больше нуждается в творческих личностях, имеющих нестандартное мышление, умеющих работать с любыми информационными ресурсами и легко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. В современном дошкольном образовании проблема выявления одаренности у детей является наиболее актуальной. Одаренность детей дошкольного возраста, ее своевременное выявление и сопровождение волнует многих специалистов, педагогов и родителей. По данным Л. Пасечника, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но проблема состоит в том, что большая часть талантов дошкольников не раскрывается вовремя и не поддерживается в период дошкольного детства. В результате всего 2-5% детей проявляют себя как «одаренные». Поэтому выявление и сопровождение одаренных детей является одной из главных проблем совершенствования системы образования.
Публикация «Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2018
Одаренные дети в ДОУ - это особая категория детей, которая отличается от своих сверстников большей потребностью в получении новой информации, более высоким уровнем обучаемости и возможностью быстро и легко усваивать новый материал. Такие дошкольники задают много вопросов, ищут ответы и экспериментируют. В остальном они такие же дети, как и другие дошкольники, с присущими им возрастными характеристиками.
Поскольку ФГОС дошкольного образования не подразумевает проведение мониторинга уровня развития детей, а предполагает только педагогическую диагностику в виде наблюдений за деятельностью ребенка в режимных моментах, в совместной деятельности с воспитателем, в самостоятельной деятельности, перед педагогами детских садов встала задача - как своевременно выявить способность того или иного ребенка в разных сферах деятельности с тем, чтобы направить их интересы в русло дальнейшего развития? И когда, и в какой сфере «раскроются» таланты ребенка?
В нашем детском саду выявление одаренных детей осуществляется с помощью экспертной системы Лонгитюд (метод «Шкала развития», разработанный специалистами Санкт-Петербургского государственного университета, центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, образовательных и медицинских учреждений Санкт-Петербурга и ряда других городов России. Данный программный комплекс определяет уровень развития детей, начиная с 2 месяцев до 7 лет (последние версии до 9 лет, и выявляет опережение и отклонение в развитии детей.
Программа Лонгитюд позволяет выявить опережение в развитии познавательной сферы (интеллектуальная одаренность) и в физическом развитии (спортивная одаренность). Педагогом-психологом проводится обследование детей, которые по наблюдениям педагогов имели повышенные интеллектуальные и физические способности. На основе полученных результатов тестирования, компьютерная программа составляет индивидуальный маршрут развития ребенка на ближайшие 10-12 месяцев, который включает в себя игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, понимание причинно-следственных связей, речи, расширение кругозора, увеличение объёма знаний, расширение временных и математических представлений, пространственных отношений, логического мышления. Эту программу мы дополняем упражнениями на развитие креативности (творческого мышления).
С этими детьми педагогом-психологом и воспитателями регулярно проводятся индивидуальные занятия в игровой форме. Спустя 10-12 месяцев проводится повторное обследование для корректировки и разработки дальнейшего маршрута развития.
Программа Лонгитюд позволяет графически представить данные обследования по опережению в развитии в той или иной области знаний, что позволяет наглядно прослеживать динамику развития.
Другим способом выявления и развития способностей детей в детском саду мы выбрали конкурсное сопровождение детей. Участие детей в интеллектуальных и творческих конкурсах дает возможность показать уровень развития дошкольника: наличие или отсутствие конструктивных и творческих способностей, умение анализировать, сравнивать, синтезировать полученные знания, решать проблемы поискового характера и т. п.
В ДОУ на протяжении нескольких лет дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в конкурсах Всероссийского, регионального, городского уровней, которые направлены на показ знаний в той или иной области образования, художественно-эстетического развития, развития интеллекта, повышения мотивации к школьному обучению через игру и соревнования.
Участие детей в конкурсах «Пони. Готовься к школе», «Простые правила», «Классики - скоро в школу», «Я - исследователь», конкурсах различной творческой направленности открывают перед педагогами возможность выявить приоритеты в интересах ребенка, диагностировать его успешность в сферах деятельности за пределами образовательной программы, рассмотреть те формы деятельности, которые для ребенка наиболее естественны, составить прогноз на развитие его способностей.
Для нас своеобразной находкой стали не только очные детские конкурсы, но и дистанционные конкурсы. Все конкурсные туры таких конкурсов проводятся на базе детского сада, а не отдаются домой родителям для выполнения, а затем отправляются в оргкомитет. Поэтому результаты таких конкурсов достаточно объективны. Интересным для нас в этом плане стал конкурс «Пони. Готовься к школе». Этот конкурс проводится в несколько туров, имеющих свою направленность – математическое развитие, речевое и творческое развитие детей. Конкурс позволяет выявить степень интеллектуального развития ребенка, характеризующегося видами мышления (творческое, познавательное и др., стилем мышления (наглядно-образное, образное и т. д., качествами ума (сообразительность, гибкость, познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие, мыслительными операциями, познавательными умениями, умениями и навыками. Результаты конкурса представлены в виде уникальной лепестковой диаграммы, которая дает возможность проследить, какими интеллектуальными способностями одарен ребенок от природы, а какие следует развивать, выявить приоритеты в интересах ребенка, составить прогноз развития его способностей.
Следует отметить, что особые возможности или одаренность ребенка-дошкольника – это хрупкий мостик, который при правильной поддержке взрослых может превратиться в крепкий мост на пути к успеху. Бывает и так, что большие способности, проявившиеся в дошкольном детстве, без поддержки и развития угасали, а дети, не имеющие выдающихся способностей, но упорные в труде, добивались больших результатов. И задача педагогов и родителей - поддержать ребенка, обладающего уникальными способностями, дать ему возможность проявить себя еще в дошкольном детстве, раскрыть свои таланты, чтобы в дальнейшем, когда он перейдет на следующую ступень образования, его способности не угасли, а развивались дальше.
Без преувеличения можно сказать, что выявление одаренных детей, их дальнейшее сопровождение – задача государственного значения.
Список используемой литературы:
1. Пасечник Л. Одарённый ребёнок – особая ценность для общества / Пасечник Л. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 9-12.
2. Пасечник Л. «Одарённые дети в детском саду и семье» / Пасечник Л. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 8-11.
3. Галянт И. «Проблемы развития детской одарённости / Галянт И. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6.
4. Методические материалы к программному комплексу для психологических исследований. / Под ред. С. А. Мирошникова – СПб. : Изд-во «ЛЕМА», 2014. - 194 с.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М. : Школьная пресса, 2003.