Оксана Ганина
Модель взаимодействия с родителями одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Публикация «Модель взаимодействия с родителями одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Проблема одаренности состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии или исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
1)Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности.
2)Общая интеллектуальная одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
3)Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.
Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у педагогов и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
4)Социальная одаренность.
Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: как способствовать их оптимальному развитию. В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость. Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему реализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребёнка. Как пишет великий русский педагог В Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». Родители обязаны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, привычку опираться на собственные силы….
Эффективность воспитания одаренного ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют дошкольное учреждение и семья.
Работа с родителями одаренных детей должна вестись в ДОУ в трех направлениях:
1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. информационная среда для родителей;
3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
Рассмотрим данные направления более подробно.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка
Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:
• расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
• улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
• выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
• установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего –ребенок.
Рекомендации родителям одаренных детей
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению
Трудности в работе с одаренным ребенком
1. Трудности в общении со сверстниками
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются сверстники. Ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов.
2. Отсутствие интереса к занятиям в группе.
Объясняется тем, что программа рассчитана на среднестатистичного ребенка и для одаренного ребенка скучна и неинтересна.
3. Стремление к совершенству
Для одаренного ребенка характерна внутренняя потребность в совершенстве. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
4. Отрицание общепринятых норм.
Одаренные дети не стремятся быть как все, отвергают стандартные требования
5. Погружение в философские проблемы.
Для одаренного ребенка характерно задумываться над такими проблемами как смерть, загробная жизнь, религиозные верования. Это приводит к чрезмерным страхам,застенчивости.
6. Потребность во внимании взрослых.
В силу стремления к познанию одаренный ребенок нередко испытывает повышенную потребность в общении со взрослыми. Это вызывает трения в отношении с другими детьми. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражать презрение или нетерпение.
Для эффективной работы по взаимодействию с родителями одаренных детей необходимо создавать информационную среду группе ДОУ.
Для родителей будут интересны родительские собрания «Мой ребенок – восьмое чудо света», «Одаренный ребенок. Как его воспитать?», «Развитие творческих способностей», «Как создать уголок творчества дома». Формы таких собраний разнообразны: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т. д
Педагогами подбирается информация, оформляются папки-передвижки, где подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребеноки его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка. Необходимо познакомить родителей с опытами с применением природных компонентов: ветра, песка, солнца, камней, воды, с разнообразными техниками в ИЗО-деятельности. Это разнообразит совместный досуг, сделает его насыщенным, интересным, а, самое главное, полезным для умственного, познавательного развития ребенка, повысит его самостоятельную активную деятельность. Для этого проводятся мастер-классы
Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития тех или иных способностей в условиях семьи. Помогает им в этом стенгазеты, информационные листы в приемной группы
Об успехах детей, их победах на различных конкурсах и соревнованиях можно узнать в уголке «Звезда недели»,где расположены награды ребенка,рисунки, фото с его выступлений.
Родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность.
Также организуются тематические выставки:
Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение).
• Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
• В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
• В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым).
• Загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи).
Родители совместно со своими детьми участвуют в театрализованных представлениях,спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах.
Таким образом, при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,благоприятных условий,при слаженной их работе, за период дошкольного детства,ребенок может пройти путь от первых проявлений до яркого расцвета своей одаренности.