Анна Агафонова
Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Признание современным обществом уникальности и самоценности детства, демографическая политика государства предполагает обновление содержания дошкольного образования. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» среди приоритетных задач выделена задача «обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения», там же отмечена необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности» [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сосредоточено внимание на охране и укреплении эмоционального благополучия детей, развитии у них эстетических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Решению указанных задач должно способствовать повышение уровня эмоционального развития детей [3].
Публикация «Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Развитие и формирование эмоций происходит на протяжении всего периода дошкольного детства. Однако сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы ребенка является ранний возраст, в котором наиболее интенсивно формируется его психика, закладываются основные личностные образования и когнитивные характеристики, восприятие окружающего носит непосредственный эмоциональный характер.
Эмоциональное развитие как важнейшая характеристика личности рассматривается в работах отечественных исследователей (Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, Н. С. Ульянова, и др.).
По мнению современных ученых Новоселовой, Парамоновой, Урунтаевой и др, развитию эмоциональной сферы личности, в наибольшей степени способствует театрально-игровая деятельность [4].
Однако на практике развитию эмоциональной сферы ребенка раннего возраста уделяется недостаточно внимания. В настоящее время ее используют больше для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, а в повседневной жизни групп детей раннего возраста работа по использованию театрально-игровой деятельности ведется бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы привлечь внимание детей.
Как следствие, в практике наблюдаются нарушения психо - эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Следствием этого является то, усложняется процесс вхождения ребенка раннего возраста в новую социальную ситуацию [5].
Таким образом, выявленные противоречия между широкими возможностями театрально-игровой деятельности как средство эмоционального развития дошкольников и недостаточным использованием ее в эмоциональном развитии детей раннего возраста, обозначили актуальность разработки нашего проекта.
Цель: Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
1. Общие положения
Проект разработан в соответствии с :
• Федеральным Законом от 23.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2];
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобразования России №1155 от 17.10.2013 года);
База создания и реализация проекта: МБДОУ № 27, группа детей раннего возраста №2.
Основными участниками являются:
• воспитатели группы
• дети группы
• музыкальный работник
• родители
Тип проекта: творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации: учебный 2015 – 2016 год
• учет принципов построения развивающей среды
• опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
2. Организационный компонент
1. Условия создания:
• реализация идей и задач общеобразовательной Программы воспитания и обучения в детском саду - Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
• учет принципов построения развивающей среды
• опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
3. Проектирование
Создание проекта по организации театрально-игровой среды для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста по следующим направлениям:
- создание комфортных, благоприятных условий для развития эмоциональной сферы ребенка с помощью театрально-игровой деятельности.
- приобщение детей к сказкам посредством различных видов театра;
- расширить взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию в творческой деятельности группы.
Интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
Предполагаемый результат:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;
• пополнение развивающей предметно - пространственной среды (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры, различные виды театра).
• повышение активности родителей в образовательном процессе группы.
3.1. Содержательный компонент проекта представлен в Приложении 1.
Результаты проектной работы:
1. Разработан перспективный план по включению элементов театральной игры в режимные моменты, групповые и индивидуальные занятия, дидактические и подвижные игры.
2. Разработаны сценарии праздников, конспекты развлечений с элементами театрально - игровой деятельности.
3. Создание творческих групп родителей для выполнения групповых и индивидуальных заданий по изготовлению театральных атрибутов.
4. Разработка и проведение инновационных форм работы с родителями: организация творческих выставок, непосредственное участие родителей в праздниках и развлечениях.
5. Оформление театрально – игровой среды в группе, создание разных видов театра.
6. Фотоотчет о результатах работы.
Таким образом, представленный нами проект по организации театрально-игровой деятельности позволяет :
• разнообразно активизировать развитие эмоциональной сферы детей.
• стабилизировать эмоционально комфортную атмосферу в группе и содействовать благоприятному эмоциональному настрою.
• обеспечить эмоциональную включенность детей в совместную со взрослым деятельность и в ситуации социального взаимодействия.
• расширить сотрудничество с родителями.
• повысить эффективность педагогической деятельности воспитателей.
Практическая значимость: разработанный проект по организации театрально-игровой деятельности детей раннего возраста может быть использован в практике дошкольных образовательных учреждений.
Используемые источники и литература:
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
2. Федеральный Закон от 23.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 ноября 2013 – М: Сфера, 2014.
4. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., Просвещение, 2011.