Елена Черкашина
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
(этапы работы над проектом)
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на решение какой-либо проблемы (практической задачи) и завершающийся созданием творческих работ.
Слайд№2
Публикация «Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания» размещена в разделах
Структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Шесть «П»:
1. Проблема (выбор темы).
2. Проектирование или планирование.
3. Поиск информации.
4. Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
5. Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
6. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на три этапа.
Слайд №3
Мы рассмотрим эти этапы на примере проекта «Зимующие птицы»
Слайд №4
1 этап – подготовительный, воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Введение в проблему, например:
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад услышала, что кто – то стучит тихонечко в окошко. Я подошла к окошку и увидела воробышка. Он сидел на карнизе окна и тихонечко стучал клювом. Он маленький, перышки взъерошены, нахохленный.
-Ребята, как вы думаете, почему воробышек постучался к нам в окно?
Дети предлагают варианты ответов (ему было холодно, он хотел кушать).
- Как вы думаете, ребята, почему птицам сложно переживать зиму? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель обобщает, подводит итог (потому что зимой очень сложно добывать себе корм).
- Кто может помочь птицам пережить зиму? (человек: взрослые и дети)
Слайд №5
Актуальность проекта: Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Слайд №6
Далее проводится общее обсуждение, здесь я применяю «Модель трёх вопросов». Благодаря этим моделям я получаю первичную информацию о запасе знаний, представлениях детей по теме.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаёт детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом (Как нам найти ответы на наши вопросы?
Первый вопрос: «Что вы знаете о птицах». По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Слайд №7
В первом вопросе ответы детей определяют проблему и цель проекта.
Проблема проекта:
Недостаточное представление у детей о зимующих птицах.
Цель проекта:
Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?»
Слайд №8
Ответы детей определяют задачи и направления деятельности.
Обучающие:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края;
Расширять и закреплять представления о внешнем виде, частях тела и повадках птиц;
Познакомить детей с зимующими птицами нашего посёлка; Учить узнавать птиц;
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;
Способствовать формированию интереса к окружающему миру;
Развивающие:
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как узнаем об этом?».
Давайте подробнее рассмотрим эту модель.
Слайд №9 Практическая работа слушателей
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
1. Птицы летают Алёна Б.
2. У них есть перья, крылья, клюв Полина П.
3. У них есть голова, ноги, глаза Даниил Ю.
1. Какие птицы зимуют в наших краях? Амалия В.
2. Как различать птиц по окраске? Руслан А.
3. Что едят птицы зимой? Марьяна С.
4. Как сделать кормушку? Варя К. 1. Спросить у родителей. Алёна Б.
2. Посмотреть в журнале Катя О.
3. Посмотреть в книге Артём Н.
4. Посмотреть в планшете Рома С.
5. Посмотреть в компьютере Полина С.
6. Будем смотреть на улице Оля Я.
Здесь я ввожу любого героя, который будет с нами реализовывать проект: играть, давать разные задания, наблюдать, рассказывать. В нашем проекте это ворон Кар – Карыч.
Слайд №10
Затем, на основании сформулированных цели и задач воспитатель составляет план проекта.
Слайд №11
План строится на принципе интеграции образовательных областей.
Практическая работа слушателей.
Так, например, образовательная область «Речевое развитие» здесь планируются беседы, НОД, ознакомление с художественной литературой.
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чём плачет синичка». Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
«Социально - коммуникативное развитие» различные трудовые поручения Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, экскурсии, сюжетно - ролевые игры.
«Познавательное развитие» просмотр познавательных презентаций и видео для детей по теме проекта, познавательно - исследовательская деятельность.
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Настольно – печатные игры: «Домино» (птицы, «Разрезные картинки», Лото. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и собачка».
«Художественно - эстетическое развитие» здесь планируются все, что связано с продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация); Слушание, разучивание, исполнение музыкальных произведений.
Лепка «Учимся лепить птиц»
Аппликация «Снегирь»
Раскрашивание по шаблону птиц:
Здесь в наш проект подключается музыкальный руководитель.
Просушивание аудиозаписи «Голоса птиц»; Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой, Музыкальная игра «Воробушки и автомобили»; Игра – драматизация «Где обедал воробей?» разучивание песни «Воробей», музыкально – ритмические движения «Птички летают».
Слайд №12
Третье «П» Поиск информации.
Вопрос: Подумайте уважаемые коллеги, при помощи каких материалов, средств мы можем подобрать необходимую информацию для проекта?
(Воспитатель подбирает наглядно - дидактические пособия, литературу, оформляет РППС в приёмной и в группе).
Слайд №13
После составления плана начинается 2 этап работы над проектом – основной (практический). Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, речевую, экспериментальную, продуктивную).
Вопрос: Подумайте, какой практический результат, какие продукты деятельности могут быть выполнены в ходе проекта?
Слайды №14-23
Беседы, рассматривание иллюстраций, книг, малоподвижные игры проводятся в первую половину с утра; во вторую половину дня планируются продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность, игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры, Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться, доделать.
Слайд №24-32
Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа
с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе
проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.
Родители становятся активными участниками всех мероприятий. В данном проекте родители были привлечены:
Вопрос: Как вы думаете, какие формы можно предложить родителям для участия в проекте?
К оказанию помощи в организации развивающей среды;
Приняли активное участие в конкурсе стихов о птицах «Птичий базар»;
Приняли участие в выставке поделок «Крылатые фантазии»
Изготавливали совместно с детьми кормушки для птиц;
Пополняют запасы корма для птиц (по настоящее время);
Слайд № 33
3 этап – заключительный. Заключительным этапом работы над проектом является презентацией. Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые занятия, игры, викторины, развлечения и др.).
В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий
ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети
имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за
достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Слайд № 34-35
Мы наш проект «Зимующие птицы» презентовали в виде игры - презентации «Уроки от Кар – Карыча»
Слайд № 36-38
В заключение проекта все наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, и др.) мы собрали в шестое «П»- портфолио, «Зимующие птицы»
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов всестороннего развития детей и развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря её направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.
Подготовила Черкашина Елена Владимировна
23.01.2018г.