Луиза Султанова
Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день в процессе своих наблюдений, определила, что развитие социально-личностных отношений детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Именно в дошкольном возрасте формируются такие качества личности ребенка, как доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, сочувствие, сопереживание, уважение к чувству собственного достоинства, инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, открытость окружающему миру.
Публикация «Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Изучив психолого-педагогическую литературу, выявила, что формирование социально-личностных отношений в процессе театрализованной игры, является одним из основных направлений в воспитательном процессе.
Театрализованная деятельность признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для сохранения эмоционального комфорта детей в условиях социального окружения, я выбрала тему: «Развитие социально-личностных отношений через театрализованные игры».
Цель: формирование социально-личностных отношений у детей дошкольного возраста через театрализованную игру.
Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, добрых чувств к животным и растениям, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, при согласовании своих действий с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы;
- развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
При планировании работы по развитию социально-личностных отношений разработала план долгосрочного проекта на три года, который плавно переходил со средней группы в старшую и со старшей в подготовительную.
Планируя работу по самообразованию, я старалась выбрать ту тему, которая непременно была бы связана с театрализованной деятельностью детей.
- 2014 – 2015 учебный год: «Театрализованная игровая деятельность»
- 2015-2016 учебный год: «Развитие речевых способностей через театрализованную деятельность»
-2016 – 2017 учебный год: «Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
Каждая из этих тем тесно переплеталась с друг другом во всех возрастных группах.
Каждый год я подбирала и оформляла картотеку дидактических и театрализованных игр по возрасту детей. Разработала рекомендации педагогам и родителям по данным темам.
Театрализованная деятельность организованна мной в группе, как в утренние, так и в вечерние часы, органично включаю в непосредственно образовательную деятельность. В недельном расписании два раза в неделю провожу театрализованную деятельность «В гостях у сказки». В своей работе я использую элементы сказка - терапию, музыка-терапию, песочную терапию.
Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища». В течение дня провожу пальчиковую гимнастикун. п. : «Мы капусту режем, режем», «Замок», «Как живешь?», «На двери весит замок», которая помогает развивать мелкую моторику и т. д.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Лошадка», «Чистим зубки» и др. Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).
Для развития дикции я использую различные скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для развития пластической выразительности я предлагаю детям, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору, от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). При выполнении этих упражнений детьми, я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Детям нравятся упражнения перед зерколом для развития выразительной мимики, например: «Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», и другие.
Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, этюды где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.
Развитию социально- личностных отношений детей способствуют не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; проигрывание ролей в парах.
Для того, чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, я стала использовать в своей работе игры по технологии ТРИЗ и РТВ (технология решения изобретательных задач и и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.
В процессе использования игры по технологии ТРИЗ «Волшебные вещи» у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развивается фантазия. Дети стремятся объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними.
В своей я работе использую «Коллажи сказок» - дети придумывают новую сказку на основе уже известных детям сказок. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
При составлении рифмованных текстов, используя игры «Рифмованный мяч», «Рифмованный домик» заметила, что у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущения уверенности, развивать дикцию, слух, темп. В течение каждого учебного года дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимали участие в драматизациях сказок «Руковичка» «Снежная королева» «Муха Цокотуха». Привлекаю малоактивных детей на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряла за выход, и готовность выполнить роль (Пример: «голос из за ширмы или роль кузнечика, который играет на скрипке). Постепенно дети становились более активными. Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.
В результате использования мною всех перечисленных методов и приемов в работе, я увидела, что детские ответы становятся нестандартными раскрепощенными, Дети вступают в общение на любую тему, появилось стремление к новизне.