Анна Дудка
Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия
Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых действий. Малыш учится управлять поведением других людей и лишь значительно позже своим собственным.
Опыт общения и взаимодействия со сверстниками начинает формироваться на 2-3-ем году жизни. Поэтому поиск путей и средств для построения работы с детьми раннего возраста для развития у них навыков общения и взаимодействия является одной из задач дошкольного образования.
Публикация «Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из форм взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. В этих играх отсутствует соревновательное начало, общие действия и эмоциональные переживания создают атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения.
Совместная игра детей, организованная педагогом, может способствовать не только развитию их общения, но и успешной адаптации малышей к детскому саду. С помощью этих игр воспитатель может сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр позволит обогатить детей новыми впечатлениями, получить новый социальный опыт, который важен для развития их личности [1].
Игра нуждается в руководстве со стороны взрослого при соблюдении ряда условий и рекомендаций, описание которых приводится далее.
Игры следует строить на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первый вид игр, которые осваивают дети, это игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных игр, содержат элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекательны для малышей, так как отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Движения, сочетаясь со словом, помогают осознать содержание игры, а когда действия понятны детям, то их легче выполнять. Осознание содержания и правил игры снижает возникновение конфликтов у детей и взаимное отталкивание. Эти игры помогают воспитателю завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание [1].
Например, мы организуем совместную игру «Раздувайся, пузырь!», целью которой является развитие согласованности движений. Последовательность игровой деятельности заключается в следующем. Дети рассаживаются на стулья, воспитатель подходит к одному из ребят, приглашая его в игру. Взявшись за руки, они подходят к другому ребенку, повторяя приглашение и т. д. В итоге дети собираются в хоровод. Воспитатель обращается к детям: «Какой большой круг у нас получился, как пузырь! Давайте сделаем его поменьше». Хоровод сжимается. Воспитатель предлагает детям снова надуть пузырь, показывая им, как набирать воздух и громко выдувать его, делая при этом шаг назад. Дети повторяют движения педагога, и постепенно круг расширяется. Педагог проговаривает потешку: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». После того как «пузырь раздулся», воспитатель громко хлопает в ладоши, сообщая: «Лопнул пузырь». После этих слов дети отпускают руки друг друга и разбегаются в разные стороны.
К числу подобных игр относятся «Дождик», «Прыг-скок», «Лови-лови», «Карусели», в которых общие движения доставляют малышам радость. В этих играх воспитанники кроме того, что учатся согласовывать свои движения со сверстниками, они обучаются умению ориентироваться в пространстве.
Более сложными для малышей являются игры, где нужно действовать по очереди небольшими группами («Куклы пляшут», «Подарки» и др.). В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать другому игрушки или активную, привлекательную роль. Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка»). Эти игры способствуют формированию самостоятельности и дружеским контактам [1].
Во всех играх главным является взрослый. Он вводит в жизнь детей новую игру, являясь образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения должны быть построены на подражании взрослому и друг другу. Взрослый должен увлечь детей. Для принятия игры всеми детьми, воспитателю нужно уметь ее донести. Для этого нужно понимать воспитательное значение игры и ее особенности, подготовиться к ее проведению (составить четкий план, мысленно проиграть и знать тексты). Воспитатель должен во время игры держаться свободно, быть артистичным. В каждой игре есть организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах, устанавливающих что нужно делать в данной игре, а что нельзя. Следует учесть, что нельзя начинать игру с детьми раннего возраста с объяснения правил. Доносить эти правила нужно тактично и ненавязчиво в процессе игры, чтобы действия детей становились более произвольными и осознанными.