Папки-передвижки

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края

Ольга Коновалова
Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Публикация «Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края» размещена в разделах

Воспитательное значение игр трудно переоценить, вот почему педагог ДОУ должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе по ознакомлению дошкольников с родным краем. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Водящий может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям.

Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

После выбора водящего начинается собственно игра. В народной игре наиболее полно проявляются такие особенности воспитания и народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. Организуя ведущую деятельность детей, педагог детского сада в естественной обстановке имеет широкие возможности для постановки и реализации развивающе-воспитательной цели. Очень важно и то, что в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание.

В процесс ознакомления дошкольников с природой родного края эффективно использовать дидактические игры. Например, организация игры «Найдите и покормите зимующих птиц» учит детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц Мордовии. Дидактическим материалом служат картинки с изображениями птиц, кормушки. В начале игры педагог сообщает, что сегодня в детский сад прилетели друзья – птицы, достает и показывает перелетных птиц, называя их. Вместе с детьми рассматривает и описывает их. Знакомых птиц называют сами дети. Далее педагог предлагает детям взять по одной понравившейся им птице и назвать ее. Затем педагог знакомит детей с зимующим птицами. Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает найти зимующих птиц и посадить их в кормушку. Говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им – подкармливать их хлебными крошками, зернышками.

Для активизации мыслительной деятельности дошкольников эффективны игры-описания; основная их цель – учить детей узнавать объекты природы по описанию педагога. Материалом служат группы предметных картинок с изображением объектов природы (овощей, фруктов, животных, растений). В ходе игры воспитатель подробно описывает один из представленных предметов, называет форму, окраску и вкус, затем предлагает детям показать и назвать этот предмет. Если ребенок справился с заданием, взрослый описывает другой предмет, и его называет другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все предметы. После того как дети усваивают знания о какой-то группе объектов природного мира родного края, педагог усложняет данные игры: описание предмета дается в загадках.

Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

В целом методические советы для родителей в организации работы по ознакомлению детей с родным краем сводятся к следующему:

– воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать дошкольника беречь природу, охранять ее. Здесь пример родителей особенно важен. Часто в воскресные дни приятно с друзьями посидеть на лужайке, отдохнуть, повеселиться. Но вот настало время уходить домой. Не забудьте обойти с сыном и дочерью лужайку, осмотреть ее хозяйским глазом: не осталась ли бумага, банки или другой сор. Обязательно еще раз обратите внимание на то, что всегда, уходя из леса, нужно внимательно осмотреть его;

– необходимо привлекать ребенка к выращиванию растений. Рассказать о тех растениях, которые всегда росли там, где он живет и о растениях «гостях», покажите, какие являются лекарственными. Посадить с сыном и дочерью дерево возле дома, пусть ребенок знает, что это его дерево, что посадил он его, чтобы тень падала на скамейку, на которой отдыхают люди;

выучить с ребенком пословицу: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Спросить, как понимает он эту пословицу, как выполняет сказанное в ней;

– в работе с семьей целесообразно использовать домашние задания. Например, по теме «Родная природа» накануне воскресенья родители получают задания понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т. п. При изучении темы «Мордовская культура» полезно давать дошкольникам познавательно-поисковые культуроведческие домашние задания, например, с помощью родителей вспомнить исконное слово на родном языке, запомнить его; если возможно, то изобразить на бумаге, что оно обозначает. На следующий день в группе дети по очереди называют слово, а остальные должны угадать его значение на русском языке. Если возникает затруднение – показывается картинка, которую ребенок нарисовал дома.

Возможно, наметить тематический план работы с родителями, используя разнообразные формы и средства. Этот план предусматривает родительские собрания и конференции по обмену опытом семейного воспитания, консультации и индивидуальные беседы, посещение семей и организацию стендов. Взаимосвязь всех форм работы обеспечивает целенаправленное влияние на родителей.

К задачам воспитателя также относится формирование у родителей воспитанников сознания необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния образовательного учреждения и семьи с учетом специфических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи организации праздников и развлечений по ознакомлению дошкольников с родной природой сводятся к следующим:

– воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

– дать элементарные сведения о животном и растительном мире Мордовского края;

– развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

– формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Итак, процесс экологического воспитания детей 6-7 лет посредством народных праздников возможен, при условии:

• отбора содержание знаний о природе Мордовии старшим дошкольникам с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;

• использования идей и традиций народной педагогики, способствующих накоплению положительного нравственно–ценностного опыта взаимодействия с природой;

• продуманной организации детей, оформлении групповой комнаты (или зала, дидактического материала, способов активизации и поощрения детей;

• целенаправленной работы и тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного краяМини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Организация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природойОрганизация уголка природы в ДОУ — одно из условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем.

Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Знакомство с природой родного края в стихах «Сибирская купальница»Знакомство с природой родного края в стихах «Сибирская купальница» Продолжаем летние уроки ботаники или Байкаловедение для дошколят в стихах Дорогие друзья! Рада приветствовать Вас на моей страничке! Потихоньку.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края
Опубликовано: 12 августа 2015 в 20:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова (УИ 225793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД