Ольга Коновалова
Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Публикация «Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Воспитательное значение игр трудно переоценить, вот почему педагог ДОУ должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе по ознакомлению дошкольников с родным краем. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
Водящий может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям.
Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
После выбора водящего начинается собственно игра. В народной игре наиболее полно проявляются такие особенности воспитания и народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. Организуя ведущую деятельность детей, педагог детского сада в естественной обстановке имеет широкие возможности для постановки и реализации развивающе-воспитательной цели. Очень важно и то, что в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание.
В процесс ознакомления дошкольников с природой родного края эффективно использовать дидактические игры. Например, организация игры «Найдите и покормите зимующих птиц» учит детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц Мордовии. Дидактическим материалом служат картинки с изображениями птиц, кормушки. В начале игры педагог сообщает, что сегодня в детский сад прилетели друзья – птицы, достает и показывает перелетных птиц, называя их. Вместе с детьми рассматривает и описывает их. Знакомых птиц называют сами дети. Далее педагог предлагает детям взять по одной понравившейся им птице и назвать ее. Затем педагог знакомит детей с зимующим птицами. Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает найти зимующих птиц и посадить их в кормушку. Говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им – подкармливать их хлебными крошками, зернышками.
Для активизации мыслительной деятельности дошкольников эффективны игры-описания; основная их цель – учить детей узнавать объекты природы по описанию педагога. Материалом служат группы предметных картинок с изображением объектов природы (овощей, фруктов, животных, растений). В ходе игры воспитатель подробно описывает один из представленных предметов, называет форму, окраску и вкус, затем предлагает детям показать и назвать этот предмет. Если ребенок справился с заданием, взрослый описывает другой предмет, и его называет другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все предметы. После того как дети усваивают знания о какой-то группе объектов природного мира родного края, педагог усложняет данные игры: описание предмета дается в загадках.
Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе.
Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
В целом методические советы для родителей в организации работы по ознакомлению детей с родным краем сводятся к следующему:
– воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать дошкольника беречь природу, охранять ее. Здесь пример родителей особенно важен. Часто в воскресные дни приятно с друзьями посидеть на лужайке, отдохнуть, повеселиться. Но вот настало время уходить домой. Не забудьте обойти с сыном и дочерью лужайку, осмотреть ее хозяйским глазом: не осталась ли бумага, банки или другой сор. Обязательно еще раз обратите внимание на то, что всегда, уходя из леса, нужно внимательно осмотреть его;
– необходимо привлекать ребенка к выращиванию растений. Рассказать о тех растениях, которые всегда росли там, где он живет и о растениях «гостях», покажите, какие являются лекарственными. Посадить с сыном и дочерью дерево возле дома, пусть ребенок знает, что это его дерево, что посадил он его, чтобы тень падала на скамейку, на которой отдыхают люди;
– выучить с ребенком пословицу: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Спросить, как понимает он эту пословицу, как выполняет сказанное в ней;
– в работе с семьей целесообразно использовать домашние задания. Например, по теме «Родная природа» накануне воскресенья родители получают задания понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т. п. При изучении темы «Мордовская культура» полезно давать дошкольникам познавательно-поисковые культуроведческие домашние задания, например, с помощью родителей вспомнить исконное слово на родном языке, запомнить его; если возможно, то изобразить на бумаге, что оно обозначает. На следующий день в группе дети по очереди называют слово, а остальные должны угадать его значение на русском языке. Если возникает затруднение – показывается картинка, которую ребенок нарисовал дома.
Возможно, наметить тематический план работы с родителями, используя разнообразные формы и средства. Этот план предусматривает родительские собрания и конференции по обмену опытом семейного воспитания, консультации и индивидуальные беседы, посещение семей и организацию стендов. Взаимосвязь всех форм работы обеспечивает целенаправленное влияние на родителей.
К задачам воспитателя также относится формирование у родителей воспитанников сознания необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния образовательного учреждения и семьи с учетом специфических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи организации праздников и развлечений по ознакомлению дошкольников с родной природой сводятся к следующим:
– воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
– дать элементарные сведения о животном и растительном мире Мордовского края;
– развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
– формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Итак, процесс экологического воспитания детей 6-7 лет посредством народных праздников возможен, при условии:
• отбора содержание знаний о природе Мордовии старшим дошкольникам с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;
• использования идей и традиций народной педагогики, способствующих накоплению положительного нравственно–ценностного опыта взаимодействия с природой;
• продуманной организации детей, оформлении групповой комнаты (или зала, дидактического материала, способов активизации и поощрения детей;
• целенаправленной работы и тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи.