Зоя Малий
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие педагога с детьми должно осуществляться как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение нравственных задач. (О. В. Дыбина, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).
Публикация «Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
В современных условиях проблема становления и развития этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста приобретают особую актуальность: любой этнос сохраняет себя только на основе традиционной культуры [2, с. 21].
Задачи этнокультурного образования сложно переоценить, т. к. оно тесно связаны с процессами возрождения национальной культуры, восстановления утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитания у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, чувства своей причастности к родному краю, формированию устойчивого интереса к его истории и культуре.
В народе ценили и ценят воспитательную роль устного народного творчества. Широкой известностью пользуются произведения хакасских народных сказителей – С. П. Кадышева, П. В. Курбижекова, М. К. Доброва и др. У хакасов древнейших времен бытуют многожанровые устные сказания хайджы – от незамысловатых колыбельных песен, легенд до больших эпических повествований.
Много легенд сложено о нашей «малой Родине» - уникальном по красоте крае, с поэтическим названием Черемушки, который окружен Саянским горным массивом с величественной вершиной Борус. Среди снежных пиков Западных Саян выделяется величественный пятиглавый Борус – священная для каждого хакаса горная вершина. Как гласят предания, в далекие времена:
Жил вещий старец Борус, который предвидел надвигающийся всемирный потоп. Он соорудил корабль, куда посадил всех зверей и птиц. Лишь мифический зверь «аргылан» (мамонт) и птица Гаруда (Хан – Киретi); двуглавый орел с телом человека) отказались сесть на него, рассчитывая на свои силы. Но на 39 день птица Гаруда не выдержала, села на голову «аргылана» и они оба утонули. С тех пор, говорят, мифические чудовища «аргылан» вымерли. Когда вода стала убывать, Борус пристал к показавшейся суше. Это и была та самая вершина Саянского хребта, которую в честь хакасского Ноя назвали Борусом. От Боруса родились сыновья, ставшие родоначальниками хакасских племенных групп [3, с. 8].
Сибирские реки чудесный дар природы. Легенда о Енисее знакомит нас с неповторимой завораживающей красотой горного массива, бескрайними просторами синевой неба прозрачностью рек, с могучей сибирской рекой Енисей.
Енисей – Великая река. Когда то, давным-давно, еще ручейком ушел Енисей из дома, из Саян, прогуляться по Средне -Сибирскому плоскогорью… Пока бежал сил набрался, возмужал. Однажды встретил он в пути свою подругу Ангару. Дальше вместе они уже пошли по жизни…
«Было это давно, слились однажды Пий-Хем и Каа-Хем. И от их бурной, красивой любви родился такой же бурный, могучий и великий Енисей. Очень любили его родители, называли его ласково Ионесси.
Рос Енисей озорным, избалованным: любимой игрой его было выходить из берегов и заливать прибрежные сёла, города. Люди злились, таили обиду на разыгравшегося ребёнка. А Енисей всего лишь играл и веселился. Рос Ионесси не погодам, а по часам. И вот возмужавший, сильный и красивый, он встал перед добрыми родителями. Попросил он их разрешение уйти в другие, неизвестные ему земли:
- Хочу я, милые мои родители, увидеть невиданные мне раньше обширные поля и степи. Хочу насладиться вдоволь ароматами степной полыни, и окунуться в зеленую глубину леса, - говорил он. - Наскучили мне однообразные просторы Тувы, хочу я на волю.
Долго плакали, долго отговаривали своего сына безутешные родители. Но Енисей уже сделал выбор, и никто не мог ему противиться. Тогда его родителям ничего не оставалось, как отпустить своего сына. Отец Енисея, Пий-Хем, провожая сына, молвил ему на прощанье:
-Ждёт тебя великое будущее. Но помни, сын, главное – это не остудить своего сердца. Сынок, не остуди своё сердце…
Ионесси кивнул отцу, что не забудет наставление, поцеловал на прощанье мать, Каа-Хем, и побежал в путь – дорогу.
Долго бежал он по бесконечным полям, мимо великолепных прозрачных озёр и мелких горных речушек, и нигде он не видел той красоты, что желал.
Однажды услышал Енисей вдалеке нежную и грустную песню. Оглянулся он посмотреть, кто так красиво поёт. И увидел он красивую девушку. У неё были длинные русые косы, прозрачно-голубые глаза и величавая улыбка. Понял Ионесси, что влюбился в красавицу Кантегир. Уж очень, правда, строптива она была. Не раз у моряков захватывало сердце при виде её опасных порогов. Но полюбился сильный Енисей красавице-речке и вместе с ним побежали они дальше, вместе направились к неизвестным просторам Сибири.
И вот, долго ли коротко, а оказались они на прекрасном месте. Нашёл-таки Ионесси место, что искал. Невиданный раньше ему простор, необъятные леса, где сосны так и стремят свои вершины высоко-высоко в небо. Берёзка к берёзке, сосна к сосне – как всё прекрасно! Ионесси удивили горы – великаны, что окружают это место. Казалось, что горы эти неприступны, так уж величаво они выступали над ширью степей. И всё это место, этот прекрасный край – вот оно, вот мечта Ионесси!
- Здесь я и останусь – воскликнул Енисей. И поселился он тут, в сказочном месте, что называется Карлов створ» [4].
Мир запахов… он столь же многогранен, как мир звуков, дурманивший запах багульника, смоляной запах пихты… Чем же пахнет Саянская тайга, какой аромат для неё самый главный, конечно же, пряный аромат кедра, и какой подарок тайги считается самым изысканным и желанным? Это налитая кедровая шишка с капелькой золотистой смолы и невероятно вкусными орешками.
Деревья, как и люди, имеют свой характер. Одни стоят мрачные, угрюмые, а другие всегда веселые и радостные. В ясный день их хвоя отражает солнечный свет, кажется, что они сами светятся».
И стоит высушенный солнцем, искореженный морозами и изломанный ветрами кедровый остов, являя пример непобедимости жизни подрастающему рядом потомству, о чем нам повествует легенда о кедре…
«Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром.
Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.
Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон.
Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.
Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять.
- Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? - удивленно заметил молодой кедр.
- Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной лег спать уставший человек.
Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю» [5].
Просторы нашей Хакасии открыты ветрам бурям, гуляющим на северной земле почти круглый год. И на этой загадочной и суровой земле летом рассветает удивительные цветы. Жарки – цветы Сибири. Они, как раскаленные угольки, мелькают в темной зелени травы. Легенда о жарках повествует следующее…
«Жил - был бедный пастух Саян, пас он хозяйский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии» [6].
Таким образом, ознакомление дошкольников с легендами о родном крае способствует, с одной стороны, формированию нравственности и этнической идентичности ребёнка, глубокому знакомству старшего дошкольника с родным краем, решая задачу этнокультурного образования на этом возрастном этапе; с другой — познавательному и личностному развитию национальной культуры ребёнка.
Библиографический список
1. Бутанаев В. Я. Хакасы. Этнографический очерк. М. : Инсан, 1995. - 49 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
3. Иллюстрированная этнография Хакасов. Альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова. Абакан, 2004. – 104 с.
4. Легенда о Енисее. URL : https://cheremushki19.ru/art/2010082499.html (Дата обращения 17.03.2015)
5. Легенда о Кедре. URL : https://www.altaitravel.ru/legends/legends5.htm (Дата обращения 18.03.2015)
6. Легенда о Жарке. URL : https://страна-читалия/?f_n=106 (Дата обращения 19.03.2015)