Эмилия Пазина
Конспект занятия «Орбита конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ
подготовка детей к составлению
творческого рассказа
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Цель: раскрыть зависимость архитектуры здания от назначения его. Дать детям понять, что знания открывают сказочную прелесть здания. Красивое здание - это волшебное создание. Это красота открывается только тому, кто ее понимает, обозначая точно словом каждую особенность постройкиМатериалы: наборы фотографий архитектурных сооружений города Санкт - Петербурга, Москвы, Ростова - на - Дону.
В. : Садитесь, послушайте, вот как я увидела это здание (показывает Александрийский театр в Петербурге).
Публикация «Конспект занятия „Орбита конструирования“» размещена в разделах
В. : (Когда сели) Зачем вы будете слушать мой рассказ? (Чтобы поучиться хорошо рассказывать) В учении хорошо помогают Картинки-Значки. (Покажите на них). Ведь надо услышать и ПОРЯДОК рассказа, и КАКИМИ СЛОВАМИ я буду доказывать красоту, удобство и полезность этого здания. И при этом (загибайте третий палец) вы должны услышать, КАКИМ ГОЛОСОМ я буду говорить, БУДУ ЛИ СМОТРЕТЬ НА ВАС ИЛИ В ПОЛ, ЧТО МОИ РУКИ БУДУТ ДЕЛАТЬ. (с улыбкой). Три задачи должны решить, вы — мои ученики (доброжелательно на них посмотрите). Надеюсь, что вы справитесь, а я тоже постараюсь, чтобы мой рассказ всех убедил в красоте, необходимости и полезности выбранного мною здания. Ну, слушайте:
1 - (смотрите на первую картинку — обозначение первого вопроса) — МЯ один разок глянула на это здание и сразу догадалась, что это ТЕАТР.
2 - Сюда придут люди, чтобы увидеть интересную пьесу, чтобы встретиться с любимыми артистами.
3 - Жёлтые гладкие стены (показываете). На их фоне выделяется лоджия с шестью колоннами. По сторонам от лоджии (покажите) в нишах стоят статуи Терпсихоры и Мельпомены. В древней Греции так называли Муз, которые покровительствовали— Терпсихора — танцам, а Мельпомена — театру. Над лоджией на фронтоне (покажите) в лавровом венке видна лира. А ещё выше — фигура бога Аполлона — покровителя искусств. Древние греки считали, что бог Аполлон помогает художникам и артистам. Фриз (покажите, который опоясывает здание, состоит из гирлянд и театральных масок. В цокольном этаже (покажите) много дверей. В них свободно может войти и выйти много людей. Здание простое и величавое, и торжественное (с пафосом). Это главный фасад театра. Но архитектор подумал, чтобы здание со всех сторон было красиво. Вот с противоположной стороны театр выглядит так: архитектор проложил улицу, чтобы удобно было разъезжаться после представления и приходить на него. Улицу украшает колоннада, большие окна. Улица похожа на торжественный зал.
4 - Дом построен очень прочно из кирпича.
5 - Архитектор — зодчий Карл Росси — написал так: "Цель не в обилии украшений, а в величии форм, благородстве пропорций, в нерушимости".
В. : А сколько раз вы смотрели на это здание! А вы все заметили, о чем я рассказала? (Нет, мы не знали, кто там наверху, а кто в нишах стоит.). Поэтому это здание для вас и молчало (с улыбкой сочувствия к детям, которым эта красота до сих пор не открывалась). О чём я говорила, ничего и не заметили. А почему? Не заметили, а столько раз уже смотрели это красивое здание! Ну, а вообще-то зачем надо знать, что украшает здания и как оно построено.? Нужно ли это знать! (Выслушайте детей). А вот интересно, (поменяйте интонацию) как вы думаете, МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИДУМАТЬ НОВОЕ, ЕСЛИ НЕ УЗНАЕТ, ЧТО ДО НЕГО УМЕЛИ ДЕЛАТЬ ЛЮДИ! (Не может). Конечно, вы правы. Вот здание театра. Оно построено очень давно. И, когда посмотришь на этот театр, то узнаешь, что люди очень давно умели делать из кирпича очень красивые здания. Умели придумать план, чтобы к этому зданию был удобный подъезд, чтобы в него было удобно входить и выходить. А украшения театра рассказывают о том, что в те далёкие времена архитектор и будущие зрители театра хорошо знали мифы Древней Греции. И уж если зодчий украсил здание фигурами Аполлона и муз, то он это сделал только потому, что знал, ЭТО БУДЕТ ВСЕМ ЗРИТЕЛЯМ ТОЖЕ ПОНЯТНО. Ну а вам надо знать мифы Древней Греции? (Да). Тогда и вам станет понятно, что было. Значит, здание может рассказать, КАК люди жили, и как люди живут теперь. И даже может рассказать, в какой стране оно построено. там, где тепло и там где холодно. А что ещё может рассказать здание? Вы ведь много картинок видели, они вам ещё о многом могут рассказать? Из какого материала они сделаны., и тогда мы узнаем, есть ли в той стране лес, какими материалами научились люди пользоваться, если нет леса. Вот как много может здание рассказать. Может оно рассказать и о том, что люди научились строить из дерева, из кирпича и из металла. Теперь вы каждый подумайте о каком здании хотите рассказать, потом мы запишем рассказы и послушаем.
Приведу варианты разговоров с детьми, когда мы вместе с ними рассматриваем, уточняем их представления, подготавливая к составлению творческого рассказа о доме.
Например, вокзал. Подготовьте два разных здания, например, постройку 19 века и современное здание из стекла и бетона.
В. : Это здание для вокзала построено и это тоже. Ты согласен, что это здания вокзалов? (Да). А как ты думаешь в одно ли время построены эти здания? (Молчит). Они построены из одного материала? Это здание построено. (из кирпича)? Да. А это? (из железобетона и стекла). Люди научились строить сначала из дерева, потом из кирпича, а потом железобетона. Так, какое же здание вокзала было построено первым, а какое вторым? Как ты считаешь, удобны ли эти здания для пассажиров? (Да, большие окна, много дверей, чтобы удобно было входить и выходить) Здание ведь очень светлое, правда! (Да, большие окна здесь, а здесь вся стена стеклянная. Здесь просто светло, а здесь ещё многое можно увидеть, наблюдать, потому что стены широкие, прозрачные.) Как ты думаешь, этот вокзал удобен там, где тепло! А этот? Наверно, как бы защищает пассажира от плохой погоды! А что же украшает здание? Это здание украшает цвет стен, наличники на окнах, двери.
Об аэропорте. На картинке виден самолёт.
В. : А вот ещё вокзал. Как ты думаешь, когда этот вокзал построен. тогда же, когда этот строили или когда этот! (Этот построили, а потом этот и этот) А как ты узнал? (Потому что этот и этот — железобетонные). Здание сделано из железобетона, колонны, высокий потолок, много дверей значит много может людей входить в залы. Раз есть аэропорт, значит, город связан воздушными линиями с другими городами, и даже странами. А этот вокзал построили тогда, когда ещё и самолёты не умели строить. Например, здание в Крыму "Ласточкино гнездо" и усадьба.
В. : Как вы думаете, эти дома построены давно или сейчас? (Давно). Для чего они построены? Усадьба — для отдыха летом, и этот дом тоже для отдыха. Но давно построен для того, чтобы любоваться. Чёрным морем.
В. : Как думаете, а вы научились по зданию догадываться, КОГДА люди его построили, ЗА ЧЕМ, ИЗ ЧЕГО, ЧТО ОНИ УМЕЛИ ДЕЛА ТВ! (Рассуждают — вот эти умеют из дерева делать. А эти — из блоков железобетонных построены, а этот— каменный.). А как вы думаете, когда научились строить из дерева, умели уже делать и из блоков? А почему. (соберите внимание) из дерева не строят в городе. Разучились что ли! (Много народа в городе, землю надо
беречь, из блоков быстрее, деревьев надо будет много, лес закончится и станет всей природе плохо., ещё опасны пожары, деревянные постройки могут сгореть). Сейчас выйдем гулять и посмотрим, какие дома построены на нашей улице.