Москалева Наталья
Особенности детского конструирования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
А. Сухомлинский
Конструирование – это особая форма детской деятельности. Термин "конструирование” происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия. Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий.
Публикация «Особенности детского конструирования в детском саду» размещена в разделах
Оно имеет 2 основных этапа:
* этап замысла, где отражается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка;
* этап его практической реализации.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся.
Среди видов конструирования младших школьников выделяют:
1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок). Это первый необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.
2. Конструирование по модели. Это вид представляет собой интеллектуальную конструкторскую задачу, (перед глазами детей только внешний вид модели, детали же из которых она составлена не видны. Дети отбирают их самостоятельно, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой.
3. Конструирование по условиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция. Этот вид предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнять их. Условия выдвигаются игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры).
4. Конструирование по замыслу – этот вид дети используют в игровой деятельности. Ребёнок самостоятельно определяет, как содержание конструк- ции, так и способы её выполнения.
Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а основывается на них и способствует дальнейшему развитию последних.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет) наиболее адекватным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразования в соответствии с определёнными условиями,
В обучении старших дошкольников (5-7лет) оказалось возможным использо- вать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям, конструирование по собственному замыслу.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразны- ми методами и приемами. Их выбор зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
Основные методы и приемы, которые используются в обучении детей конструированию:
1. Наблюдение натурального объекта. Важно продумать вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогут выделить его существенные особенности.
2. Показ и анализ образца. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда ребёнок не имеет достаточного опыта конструирования или когда он впервые сооружает постройку и способы действий ему не знакомы.
3. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
4.Постановка перед детьми задач проблемного характера.
Данный метод используется после накопления детьми определённых конструктивных умений. Например, ставится задача построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляется возможность найти самостоятельно способы стройки, определить из каких деталей её создавать.
5.Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Данные методы и приёмы можно применять в различных сочетаниях. Использование того или иного метода обучения обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.
Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:
- использование игровых приёмов, увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней;
– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
– сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;
– о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;
– при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.
Таким образом, конструктивное творчество обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. Конструктивно-технические умения:
• сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. ;
• делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д. ;
2. Обобщенные умения:
• целенаправленно рассматривать предметы,
• сравнивать их между собой и расчленять на части,
• видеть в них общее и различное,
• находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
• делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
• работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.