Вера Санду
Опытно-экспериментальная деятельность в группе среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в группе среднего возраста.
Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнаёт неизвестного об окружающем его мире, и шире становится кругозор. Он чаще задаёт всё больше новых, интересующих его вопросов. С детьми этой возрастной группы (4-5 лет) в экспериментирование больше преобладают черты исследований взрослых: дети стараются учиться самостоятельно, формулировать свои вопросы, делать свои выводы и выдвигать гипотезы, которые они будут проверять в своих опытах. Дети в экспериментирование знакомятся с элементарными научными представлениями о чём- либо и становятся более уверенными в своих практических действиях.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в группе среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Уже к возрасту 4-5 лет дети в достаточной мере научились проявлять свою самостоятельность, способны выслушивать советы и инструкции взрослых по выполнению работы и стараются более точно выполнить нужные им действия в задание. Эти совсем юные экспериментаторы 4–5 лет в средней группе начинают делать свои первые попытки в исследованиях, выдвигать свои предположения, каким образом им нужно проверить то или иное качество предмета или определённого действия.
При организации занятий по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, воспитатель должен учитывать возрастные особенности среднего дошкольного возраста и то, что у детей в этом возрасте очень высокая степень любознательности. В данном возрасте детей легко увлечь каким-либо предметом или процессом. Какие задачи и цель достигают путём опытно-экспериментальной деятельности.
Более осмысленным становиться восприятие детей. В среднем дошкольном возрасте дети экспериментируют осознанно, до полного получения результата. В этом возрасте дети делают свои первые попытки самостоятельно анализировать процесс исследования и делать определённые выводы.
Развивается их способность к коммуникации. У детей средней группы появляется желание не только задавать свои вопросы, но и высказывать своё мнение. К концу среднего дошкольного возраста у детей будет уже более развита способность к выдвижению гипотез. Для того чтобы формировалось это умение в средней группе важно активно развивать навыки речи, проводить больше бесед, продолжать развивать мелкую моторику.
Большинство детей среднего дошкольного возраста уже хорошо справляются с многими инструментами, приборами и мелкими элементами необходимых в опытно-экспериментальной деятельности. Для того чтобы ещё больше усовершенствовать работу кистей обеих рук и координацию движений следует в опытно-экспериментальной деятельности использовать больше разнообразных материалов (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструментов (лупы, пипетки, совочки и др.).
Непосредственно само проведение опытов и экспериментов даёт возможность педагогам сформировать и расширить у детей представление о свойствах различных объектов окружающего мира через практические действия.
Таким образом, целью организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе является — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение их к практическим действиям над теми или иными предметами и наблюдениями за явлениями или процессами. Темы занятий для экспериментирования педагог должен подбирать в соответствии с утверждённой образовательной программой и на каждом занятии непосредственно обеспечивать безопасность проведения каждого исследования. И применять те или иные известные педагогу формы и методы проведения опытно-экспериментальной деятельности, которые будут способствовать решению целого комплекса педагогических задач:
Образовательные задачи:
• формирование элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
• развитие исследовательского типа мышления;
• обучение грамотному построению плана исследования.
2. Развивающие задачи:
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие долгосрочной памяти;
• развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
• развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
• совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3. Воспитательные задачи:
• закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
• воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
• создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
• привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
• развитие чувства взаимопомощи.
Экспериментирование может быть в различные режимные моменты в детском саду такие как: занятия НОД, во время прогулки, тематические досуги, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Так же экспериментирование может осуществляться и в совместной деятельности с семьёй : на консультациях с воспитателем, в уголке для родителей в виде брошюр с инструкции и полным описанием проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.
Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются игра, то и экспериментальные занятия должны сочетать в себе элементы игры.