Люба Бажкова
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе, использование средств обучения, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей у детей» в подготовительной логопедической группе «Радуга»
дата: март 2019г
воспитатель: Бажкова Л. А.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса, познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е., как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать, направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста происходит, когда в образовательном процессе дети участвуют наравне со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира.
Если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
В группе «Радуга» создана развивающая среда для интеллектуального развития детей по всем разделам «Познавательного развития» : формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы.
В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
Нами создана картотека игровых заданий, которая позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
В своей работе мы используем интеллектуальные игры, тренинги.
Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Наши дети (Полина, Женя, Юля, Егор) участвовали в интеллектуальной олимпиаде в детском саду, а Полина и в районе.
В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
Для развития логического мышления в группе имеются дидактические игры : «Сколько не хватает», «Развивающее лото», «Мы считаем» (задачи, «Сложение» (домино, «Тянем-потянем» (примеры на сложение и вычитание, «Ключики и замочки», «Веселая логика», «Веселый счет», «4 на 4», «Ассоциации», «Компьютер», «Математика» и др.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:
«Сложи узор», «Сложи квадрат» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно. Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.
Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Головоломка», «Умные квадраты», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Сложи квадрат»и т. п. Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры мы используем как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной работы.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.
На занятиях по математике мы используем «Зрительный диктант», где дети должны запомнить нарисованную композицию из палочек и выложить ее на столе. Это способствует развитию памяти, зрительному вниманию, которое так пригодится в школе.
Шашки, шахматы, «Морской бой» – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Игра учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость.
Очень эффективны для развития интеллекта используемые нами такие пособия Бурдиной С. В., как «Ориентировка в пространстве», «Волшебные картинки», «Счет до 20», «Поиграем со словами», а также пособия Е. Колесниковой «Я считаю до 10», «Я считаю до 20». Дети с большим удовольствиям занимаются с ними. Выполняя задания, дети становятся более терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают работоспособность. Учатся решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.
В группе реализованы проекты: запланированный «Огород на подоконнике» (продукт проекта – создание «огорода на подоконнике») и не запланированный «Хочу всё знать». Продукт проекта – изготовление детей с родителями лепбуков по разным темам (Ярослав Ч. -«Лето – насекомые», Юля- «В мире природы», Кирилл- «Транспорт», Егор- «Деревья», Влад-«Вода и ее обитатели», Лиза- «Времена года», Полина- «Хочу все знать»). Дети с большим удовольствием рассказывали о созданном ими с родителями лепбуке. Участие в проектах способствует повышению уровня мыслительных операций, умению рассуждать, развитию интеллектуальных возможностей детей, создает условия для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе
Благодаря таким играм, как «Ассоциации», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто где живет», «Мамины помощники», «Что из чего сделано», «Профессии» и др., ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.
Взрослые знакомят ребёнка с окружающей действительностью, сообщают ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Однако следует указать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
Для того, чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Для этого мы используем в своей работе разгадывание ребусов, кроссвордов. Нам помогает в этом книга Гавриной С. Е. «100 кроссвордов о растениях и животных», а также подборка кроссвордов по разным лексическим темам.
В группе проводилась интеллектуальная игра «Игротека», в которой дети играли в игры на развитие интеллектуальных и познавательных способностей. Игра «Три шага – три предмета», «Три шага – три части», танграмм, упражнения «Шифровка», «Загадки в словах», ребусы. НОД по ФЭМП «Учимся выполнять задания»
Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
В группе имеется уголок природы и экспериментирования, которые способствуют познавательному развитию дошкольников посредством организации работы в уголке природы и экспериментирования.
Работа в уголке природы и экспериментирования в подготовительной к школе группе организуется ежедневно.
Дети знакомятся или закрепляют названия комнатных растений, наблюдают и ухаживают за ними. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: очищают и обогащают его кислородом. Обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают группу. Дополняем знания детей новыми сведениями об особенностях жизни и развития растений, их приспособленности к условиям среды. У нас есть паспорта комнатных растений.
Мы с детьми ведем календари наблюдений: за погодой, за наблюдаемыми животными и птицами, за экспериментируемыми растениями. Организуем коллективный труд «Забота о цветах», используя схемы потребностей растений в поливке, освещении и т. д. В уголке природы размещен необходимый инвентарь: лейки, тазы, клеенка, фартучки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы. В процессе трудовых действий дети знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Как дежурства, так и коллективный труд ценны в воспитании у ребят взаимопомощи, каждый ребенок является участником общего дела, приучается выполнять данное ему поручение и доводить начатое дело до конца. Дети принимают участие в пересадке растений, моют поддоны, цветы.
Ежедневно на прогулке организуем наблюдения окружающей действительности, природных явлений и объектов. По возвращению с прогулки дети самостоятельно (по выбору или назначаем ответственных) фиксируют в календарях природы свои наблюдения.
Таким образом, систематичная и последовательная работа в уголке природы с дошкольниками способствует их познавательному развитию, формированию трудовых навыков по уходу за растениями, обогащению представлений о природе родного края, закладыванию предпосылок экологического сознания.
Во второй половине дня проводим работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. При проведении данного вида работы мы не только сообщаем им дополнительные сведения о растениях, плодах, семенах, но и продолжаем формировать познавательный интерес, стремление проникнуть в тайны природы. Ребятам представляется самостоятельность в подборе материала для создания поделок, воплощения замысла.
В группе имеется коллекция семян зерновых культур, с помощью которой дети знакомятся с трудом колхозников, с их значимостью для жизни всей страны.
Вместе с детьми был организован проект «Веселый огород на окне». В феврале поместили в уголке природы веточки сирени, розы, черемухи, посадили лук, морковь, салат, помидоры, огурцы. Дети осуществляли не только посадку растений, но и ухаживали за ними, экспериментировали (создавали для растений разные условия прорастания- лук). Проводили наблюдения с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, что позволило детям проследить весь процесс роста растения и сделать вывод по условиям произрастания. Организуя эксперимент, совместно с детьми ставили проблемные вопросы: «За сколько дней прорастут растения?», «Какой овощ быстрее даст отростки?», «Где ростки появятся быстрее в земле или воде?», «Можно ли получить урожай на подоконнике?», «Всем ли растениям достаточно только вода для роста?». В конце эксперимента сделали вывод: не все растения могут пройти все этапы роста и развития даже в хороших условиях, им нужны еще питательные вещества из земли, корни (веточки сирени, черемухи выбросили бутоны цветков, но засохли, а у розы появились корни).
В группе имеется развивающая среда для экспериментирования с живой природой: перья, ватные диски, кора деревьев, красители, лейки, брызгалки, губки, шишки, каштаны и т. п.
Для экспериментирования с неживой природой: зеркало, мыло, магнит, лупа, воздушные шарики, целлофановые пакеты, скрепки, резина, спички, песок, глина и т. п.
Проводили эксперименты с воздухом, водой, песком, снегом, металлом, магнитами и т. д. Дети учились самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, формулировать выводы и делать маленькие открытия.
Большую помощь в проведении экспериментальной деятельности нам помогают такие пособия, как : «Занимательное экспериментирование», «Играем в науку» Д. Хаузер.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем). При этом дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения тех или иных вопросов. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
И в конце можно сделать вывод, что для того, чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.