Ольга Зимнухова
Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий деловой игры с педагогами МБДОУ
«Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность»
Цель: систематизация знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности через деловую игру.
Задачи:
Закрепить знания педагогов о наполнении центров экспериментирования в разных возрастных группах;
Публикация «Сценарий деловой игры с педагогами ДОУ „Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Создавать в коллективе атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование игры : компьютер, мультимедийный проектор, три стола, стулья по количеству педагогов, три черных ящика, гуашевые краски, баночки с водой, куклы, муляжи овощей и фруктов, набор кукольной посуды, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов, корзина, музыкальный центр.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Организация игры
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада видеть вас на сегодняшней деловой игре, посвященной экспериментальной деятельности дошкольников. Прошу вас поделиться на три команды с равным количеством участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.
Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Деловую игру мы начнем с разминки, вам необходимо расшифровать пословицы:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Ведущий: Молодцы! А теперь практическое задание. Каждая команда получает конверт с заданием. Время на выполнение задания 5-7 минут. В каждой карточке представлено наполнение центров экспериментирования. Задача команды – определить возраст воспитанников, для которых центр экспериментирования с таким наполнением наиболее подходит и обосновать свой ответ.
(Приложение №1)
Ведущий: Отлично! Следующий вопрос – музыкальный. Командам предлагается прослушать музыкальную композицию, в которой зашифрован объект экспериментирования или наблюдения, и озвучить его.
(Приложение №2)
Ведущий: Немного отдохнули! А теперь рубрика вопрос-ответ. Командам предлагаются карточки с вопросами. После 3 минут обсуждения команды отвечают.
(Приложение №3)
Ведущий: Хорошо! К сегодняшней деловой игре готовились не только взрослые, но и ваши воспитанники, они просто и доступно охарактеризовали некоторые предметы и явления, относящиеся к экспериментированию. Ваша задача отгадать, что же имели в виду дети?
(Приложение №4)
Ведущий: Замечательно! Следующее задание – творческое. Команды получают черные ящики, в которых находится определенный набор материалов и оборудования. Задача – определить, для проведения какого эксперимента подходит данный набор, для какой возрастной группы, и провести этот эксперимент.
(Приложение №5)
Ведущий: Коллеги! Благодарю вас за продуктивную работу, желаю успехов в работе по экспериментированию с вашими воспитанниками!
Приложения:
Приложение №1
Карта №1
Младший возраст
___возраст
Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительный материал
«Песок, вода» - Книги познавательного характера;
- тематические альбомы с картинками («Как горох выращивают», «Что мы знаем о зиме», и т. д.);
- игрушки для практического исследования : тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
- иллюстративный материал: муляжи и картинки овощей и фруктов; наборы картинок и фигурок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее;
- «Ящик ощущений» (волшебный мешочек)
- функциональные модели (роботы, автоматизированные приборы).
- Карточки-схемы проведения опытов (оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
Карточки-схемы проведения опытов ( заполняется воспитателем: ставится дата, опыт зарисовывается).
Дневники, карточки Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения.
Нарукавники, резиновые перчатки, щетка-сметка, совок.
- Емкости разного размера (пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда);
- мерные кружки;
- воронки;
- лейки;
- формочки;
- ложки, совки;
- сачки;
- решето;
- медицинские шприцы без иголок;
- резиновые груши;
- совки, грабельки;
- песочная/водяная мельница;
- плавающие игрушки;
- лупы.
- емкости с водой;
- емкости с песком;
- трубочки, соломинки;
- деревянные палочки;
- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);
- опилки;
- камни;
- песок;
- глина;
- вода;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- материалы для игр с мыльной пеной: мыло, мочалки разной формы;
Карта №2 Средний возраст
___ возраст
Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительный материал
Направление «Песок, вода» - Книги познавательного характера;
- тематические альбомы;
- карта мира;
- картотеки опытов;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени, «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» и др. ;
- дидактические игры;
- карточки-схемы проведения опытов;
- алгоритмы проведения опытов;
«Ящик ощущений» (волшебный мешочек)
Дневники, карточки.
личные блокноты; - мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра». Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения, нарукавники
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, миски, бутылочки, подносы, ванночки, лотки);
- мерные кружки/стаканы;
- воронки;
- лейки;
- формочки;
- ложки, совки;
- медицинские шприцы без иголок;
- резиновые груши;
- грабельки;
- песочная/водяная мельница;
- плавающие игрушки. - емкости с водой;
- емкости с песком;
- деревянные палочки;
- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);
- камни;
- губки;
- кусочки пенопласта;
- бумага;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
- трубочки, соломинки;
- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки, металлические предметы);
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Карта №3 Старший и подготовительный возраст
___возраст
Компонент оборудования Стимулирующий компонент (материалы для опытов) Дидактический компонент Средства для фиксации результатов опытов Дополнительные материалы
Направление «Песок, вода» - Календари погоды и природы;
- карта мира;
- картотеки опытов;
- коллекции: ракушек; семян; крупы и др. ;
- схемы, таблицы, алгоритмы, макеты, технологические карты проведения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера;
- сборники опытов и экспериментов;
- тематические энциклопедии;
- дидактические игры;
- атласы;
- тематические альбомы;
-функциональные модели (роботы, автоматизированные приборы).
- Карточки-схемы проведения опытов
Дневники;
- личные блокноты; - мини-стенд - «О чем хочу узнать завтра». Клеенки, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки, щетка-сметка, совок.
- - прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, колбы, пробирки, миски, бутылочки, подносы, ванночки, лотки);
- крышки;
- весы настольные,
- воронки, лейки;
- формочки;
- мерные чашки, стаканы, ложки, совки;
- микроскоп, лупа;
- термометры;
- пипетки;
- колбы;
- резиновые груши,
- медицинские шприцы без игл;
- сито, дуршлаг;
- песочные часы.
- вода;
- подсолнечное масло;
- песок, глина, галька;
- мука, соль, сахар, крахмал;
- предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, пластмассовые и резиновые игрушки);
- лимонная кислота;
- палочки, соломинки;
- бруски, бутылочные пробки;
- губки, кусочки ткани;
- металлические предметы (монеты, гайки);
- камни;
- губки;
- мыло;
- бумага разной плотности;
- ткань;
- полиэтиленовые пакеты;
- вата, марля;
- зеркало;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- пух, перья;
- кусочки пенопласта;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- «Ящик ощущений» (мелкие игрушки для определения на ощупь)
Приложение №2
Музыкальный вопрос:
Список музыкальных произведений:
1. В. Легкоступова «Ягода-малина»
2. В. Маркин «Сиреневый туман»
3. В. Бутусов «Дыхание»
4. А. Эшпаев, Е. Евтушенко «А снег идет»
5. Э. Хиль «Как провожают пароходы»
6. В. Маркин, М. Могилевская «Я готов целовать песок»
Приложение № 3
Рубрика вопрос-ответ:
1. Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
2. Что такое "проблема"?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).
3. Что такое "гипотеза"?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).
4. Что такое "проект"?
(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)
5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
6. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?
(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).
7. Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
8. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
9. Как увидеть и сформулировать проблему?
( Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).
Приложение №4
Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
5. Это человек, который может все изучать, он умный, много делает полезного. (ученый)
6. Это дело, при помощи которого всё можно узнать. И еще бывает, при выполнении каких то дел там случаются взрывы (наука)
Приложение №5
Черный ящик № 1: три прозрачные баночки с завинчивающимися непрозрачными крышками, кисть, гуашь трех цветов, бутылка с водой.
(«Волшебная вода», младший дошкольный возраст)
Черный ящик № 2: набор кукольной посуды, три куклы, бутылка с водой, три емкости, гуашь, кисть, набор пластиковых фруктов разных цветов
("Пейте куклы вкусный сок» - средний дошкольный возраст)
Черный ящик № 3: листы бумаги формата А4, восковые мелки, стакан-непроливайка, кисть, акварельные краски.
(«Рисование по воску» - старший дошкольный возраст)
Список литературы:
1. Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» СПб, 2014г.
2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» М, 2014г.
3. Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка – дошкольника» Исследователь, 2\2009г.