Нина Шляпкина
Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса происходит через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения согласно ФГОС, является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.
Публикация «Опыт работы „Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» это тема, над которой я работаю.
Перед собой я поставила цель: Формирование творческих способностей дошкольников, развитие их самостоятельности.
В ходе работы я решала следующие задачи:
-Сформировать у дошкольников такие мыслительные умения и способности, которые позволят им легко осваивать новое и успешно обучаться в детском саду
-Активизировать познавательную деятельность дошкольников в процессе решения проблемной ситуации.
-Развивать способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить
В начале бы хотелось сказать, в чем суть проблемного обучения?
Проблемное обучении -это такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Главная задача первых моих шагов по использованию проблемных ситуаций в образовательном процессе – это научить детей находить свое решение, проявить творческую фантазию, придумать что – то новое. Я использовала в работе с детьми методы разрешения проблемы, которые диктует ТРИЗ. Особенно нравилась детям игра «хорошо -плохо» и «моделирование маленькими человечками»
В каждом конкретном случае решала, в какой форме проводить работу с детьми : группой, подгруппой или индивидуально. Предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому
Занятия провожу в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. В конце занятия обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным) Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки.
Как считает отечественный психолог, А. М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Если ребенок задает вопрос, я не даю тут же готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Например, очень интересно проходило решение такой проблемы. Почему белка линяет дважды в году — весной и осенью, а шерсть хвоста меняет лишь один раз -осенью.
Большое внимание я уделяю тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.
При создании и решении проблемных ситуаций применяю следующие методические приемы:
1. подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
2. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3. побуждаю детей делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты;
4. ставлю конкретные вопросы
5. ставлю проблемные задачи;
6. ставлю ребенка в позицию активного деятеля
7. использую шутку, иногда специально ошибаюсь: это активизирует мысль, озадачивает детей.
Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Можно выделить следующие этапы процесса решения проблемы :
Первый этап –это использование всех известных и поиск новых способов решения проблемы.
Второй этап – это процесс решения проблемы. Ребенок ищет ответ в различных источниках знаний.
Третий этап – доказательство и проверка гипотезы. Он связан с практической деятельностью
Например, как принести воду в решете? Для этого организую ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости.
Я использую следующие способы создания проблемных ситуаций :
1. преднамеренно сталкиваю жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
2. побуждаю детей к решению новых задач старыми способами;
3. проблемную ситуацию можно создать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений.
Проблемная ситуация должна быть значима для ребёнка. Только в этом случае она является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного. Например, ребё нок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.
Проблемы, выдвинутые детьми, я фиксирую, накапливаю, чтобы использовать их в работе с другими ребятами. Конечно, проблемы дети ставят далеко не на каждом занятии, и большинство из них из области растительного и животного мира - мира, наиболее им близкого и интересного
Мной была создана картотека проблемных ситуаций, которую я использую в соответствии с программой и временем года. Например, как играть в песок, если нет совка, как полить цветы без лейки, как слепить снеговика, если снега мало? Из знакомых сказок брала ситуации – как Маше не заблудится в лесу, как зайке не промокнуть под дождем?
Чтобы решить проблемную ситуацию очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы, Это чтение художественной литературы, наблюдение, экспериментирование. Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности использую сюрпризные моменты.
При создании проблемной ситуации прослеживается следующий алгоритм:
1. находим противоречие
2. осознаём проблему, хотим её разрешить
3. ищем решение, выдвигаем
4. находим решение, что вызывает радость и восторг;
5. проверяем правильность решения
Алгоритм используется один, а проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрыватель. «Я все смогу, у меня все получится» - это девиз моих воспитанников.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мной были использованы разные формы работы с родителями, которые вы видите на экране.
Я прилагала все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители у детей закрепляли дома.
Для оценки творческого мышления мной была выбрана диагностика американского психолога Торенса, модифицированная кандидатом психологических наук Еленой Туник.
Практическая работа по применению проблемных ситуаций позволяет сделать следующие выводы:
Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:
- формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
- быть активными, наблюдательными и общительными;
- развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
Таким образом, проблемная ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения. Применение в образовательном процессе метода решения проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования- формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление.
Дошкольники - прирожденные исследователи. Так давайте не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.