Мария Жукова
Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Использование метода проектов способствует формированию у дошкольников самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений.
Публикация «Описание опыта работы „Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Метод проектов соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями.
Сущность проектной деятельности заключается в создании готового наглядного продукта. Ребенок видит конкретный результат своей деятельности.
Проектная деятельность рассматривается мною не как отдельная технология, а как идея, которая может реализоваться через применение педагогических технологий.
Развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности.
Форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Родители могут быть не только источниками информации, но и стать непосредственным участником образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка. Я считаю, что такая деятельность очень помогает в работе с родителями, расширяет возможности, позволяет больше сблизиться с родителями и детям в их совместной деятельности, и воспитателю.
Темы проектов, которые были реализованы:
• «Безопасные каникулы», 2017 г.
• «Поможем птицам выжить зимой», 2017 г.
• «Огород на окне», 2017 г.
• «Вот оно какое, наше лето», 2017 г.
• «Моя семья», 2017-2019 г.
«Безопасные каникулы», 2017 г.
Цель проекта: сформировать у детей представление о правилах личной безопасности, о правилах пожарной безопасности, о поведении на дороге.
Задачи:
• воспитывать культуру поведения на дорогах, во время отдыха у водоемов, при обращении с огнем;
• знакомство с профессией пожарного, спасателя и полицейского;
• формировать умение реально оценивать возможную опасность;
• развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность;
• воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают в трудные минуты;
• развивать творческие способности дошкольников.
Проект «Безопасные каникулы» - это целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на дорогах и при пожарах, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время летнего отдыха и уменьшения их последствий.
Формы реализации:
- создание и реализацию цикла бесед с детьми по различным видам безопасности;
- подбор консультаций для родителей по данной теме;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-ситуации («Автомобили и пешеходы»);
- дидактические игры;
- составление творческих рассказов (например, «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»);
- проведение родительского собрания;
- подготовка памяток безопасности для совместного изучения родителей с детьми.
«Поможем птицам выжить зимой», 2017 г.
Цель проекта: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Данная проблема посвящена экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста. В проекте «Поможем птицам выжить зимой» предлагается творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем.
Процесс познания природы способствует формированию гуманного отношения ко всему живому, творчески воспитывает и развивает. Ребенок становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
2. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
3. Научить детей правильно их подкармливать.
4. Создание эко-кормушек своими руками.
Формы реализации:
- беседы с детьми по данной теме;
- игра-ситуация «Чем можно кормить птиц?»;
- дидактические игры («Перелетные птицы»);
- создание с детьми эко-кормушек для птиц;
- расположение созданных эко-кормушек на территории участка сада;
- наблюдение за птицами.
«Огород на окне», 2017 г.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, и привлечения к практической деятельности по созданию огорода на окне.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
3. У детей расширились знания о растениях.
4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
6. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
«Вот оно какое, наше лето», 2017 г.
Цель проекта:
Повышение сопротивляемости организма детей к неблагоприятным условиям окружающей среды, снижение заболеваемости.
Задачи:
1. Разработать и доказать эффективность методики закаливания для укрепления здоровья детей.
2. Показать возможности укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ. Укрепить здоровье детей посредством закаливания.
3. Разработать программу оздоровления детей посредством закаливания.
4. Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
• Игры с водой на улице.
• Игры с водой в группе.
• Физкультура на улице с элементами закаливания.
• Гимнастика в кроватях после сна.
«Моя семья», 2017-2019 г.
Цель проекта:
1. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
2. Способствовать воспитанию нравственных уставов семьи, уважение к старшим.
3. Развивать социальную и коммуникативную компетентность.
Новизна данного проекта
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Задачи проекта:
Образовательные
• Расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, бабушек, дедушек, профессию, место работы членов семьи).
Воспитательные
• Сформировать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.
• Воспитывать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи.
• Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Развивающие
• Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
• Привлечь родителей к установлению в семье обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Проект является долгосрочным. Пока реализована только первая часть проекта. Каждый месяц обозначался темой и включал в себя различные формы реализации.
Например,
Ноябрь 2017г.
Тема месяца: «Члены моей семьи»
Беседы на тему:
• «Выходной день в нашей семье»;
• «Самые дорогие люди».
Чтение произведений:
• Я. Акима «Моя родня».
Праздничная газета:
• «Пусть всегда будет мама!»
Папка передвижка:
• «День матери»;
• «Обращение ребенка к родителям».
Драматизация сказки
• «Три поросенка»
Подарок маме ко Дню Матери.
Составление книги «Семейные рецепты».
Продукт проектной деятельности:
1. Составление книги «Семейные рецепты».
2. Мастер - класс для детей с родителями: «Снеговик из носочков своими руками».
3. Создание папки-передвижки родителями: «Наша армия» к 23 февраля.
4. Поздравительный видео-ролик: «Защитники группы» к 23 февраля.
5. Создание папки-передвижки родителями: «Царство принцесс» к 8 марта.
Мастер - класс для детей с родителями:
«Снеговик из носочков своими руками»
Цель: изготовление новогоднего подарка – сувенира при совместной работе родителей и детей.
Задачи:
- Обучающая: формировать у детей умения и навыки работы с различными материалами, инструментами; формировать умение создавать выразительный образ снеговика.
- Развивающая: развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения, мышления. Побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа.
- Воспитывающая: воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, умение аккуратно и самостоятельно доводить начатое дело до конца.
Включенность родителя, предложение поделать что-то вместе, новое распределение ролей для ребенка оказываются очень ценными.
Итак, использование проектной деятельности в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.
Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы. (научный журнал Мир науки 2016, Том 4, номер 4)
Формирование основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из основополагающих задач современного этапа развития системы образования. Исследования многих педагогов (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, П. С. Лернер, В. Д. Симоненко, В. М. Монахов и др.) показали, что актуальность обучения методом проектов на современном этапе развития обусловлена возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс. В процессе реализации проектного обучения обучающиеся овладевают не только базовыми навыками, знаниями и умениями, но и всесторонне развиваются как личности, а также приобретают опыт самообразования и саморазвития.