Людмила Фомина
Опыт работы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Алиса» Левокумского муниципального округа Ставропольского края.
«ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ :
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Публикация «Опыт работы „Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Подготовила
воспитатель
Фомина Л. Н.
с. Урожайное
2023 год
Аннотация.
Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведённого анализа динамики.
Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические технологии, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных технологий. Хотя и раньше в педагогической практике использовались дополнительные методы, но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на детей, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания нетрадиционных технологий, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности формирования предпосылок финансовой грамотности. Анализ динамики показал: экономические понятия детей расширились и улучшились. Использование различных технологий дало определенные результаты : дети из пассивных участников стали активными участниками индивидуальных и подгрупповых занятий. Наблюдается повышение стремления детей к выполнению упражнений и участию в играх, направленных на улучшение качества финансовой грамотности.
Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к внедрению наиболее эффективных форм работы с детьми. Следует отметить, что улучшение качества экономических знаний лучше всего проходит на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в совместной деятельности детей со сверстниками при контроле взрослым.
Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового педагогического опыта МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса» на основании решения педагогического совета № 5 от 30.05.2023года.
Последователи:
Материалы могут быть использованы воспитателями ДОУ, родителями в целях использования педагогических технологий по формированию предпосылок финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
Используя различные технологии с детьми, повысился уровень финансовой грамотности, дошкольники обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства, имеют начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
Оглавление.
Раздел I. Информация об опыте.
1.1 Условия возникновения и становления опыта.
1.2 Актуальность опыта.
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.
1.4 Новизна опыта.
1.5 Длительность работы над опытом.
1.6 Теоретическая база опыта.
Раздел II. Технология описания опыта.
Раздел III. Результат опыта.
Раздел I. Информация об опыте.
1.1 Условия возникновения и становления опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Таким образом, проблема формирования финансовой грамотности у детей является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
1.2 Актуальность опыта.
Условия современной жизни требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому необходимо формировать основы финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. С экономической жизнью семьи дети сталкиваются с раннего возраста: ходят с родителями в развлекательные центры, кино, кафе, магазины; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие - комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья - это «реальная экономика», и в ней «. дети не учатся жить, а живут.»(Е. А. Аркин). В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует развитию финансово-экономических представлений дошкольников.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ посредством различных видов деятельности.
1.4 Новизна опыта.
Новизна идеи состоит в том, что работа с детьми по формированию предпосылок финансовой грамотности решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний. Эта социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическим коллективом уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.
1.5. Длительность работы над опытом.
Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2020 года по май 2023 года.
Длительность работы над опытом составляет 3 года и включает в себя 3 этапа:
Первый этап – начальный (2020-2021 учебный год) - изучение и анализ литературы, подбор диагностического материала, проведение первоначальной диагностики.
Второй этап - формирующий (2021-2022 учебный год) - работа по внедрению различных педагогических технологий в образовательный процесс.
Третий этап – контрольный (2022-2023 учебный год) проведение контрольной диагностики на заключительном этапе.
1.6 Теоретическая база опыта.
Я начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по финансовой грамотности дошкольников.
В педагогической энциклопедии финансовая грамотность понимается, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи, как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Н. В. Кулакова, рассматривают его, как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась, как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей, как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.
Также я читала статьи из журналов. Например, в журнале «Дошкольная педагогика» №7, 2009 г. (статья Экономика и дети. Пословицы и поговорки) главная идея состоит в том, что экономическое воспитание дошкольников – это инновационное направление, через которое педагог помогает создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких, как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Раздел II. Технология описания опыта.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста я разделила на несколько этапов:
• 1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе изучила теоретический аспект данной проблемы, провела констатирующую диагностику. Были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно - образовательной и совместной деятельности дошкольников.
Свою работу строила по следующим принципам:
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Работу по формированию финансовой грамотности я начала с создания предметно – развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей по развитию экономических способностей, но и является основой самостоятельного творчества каждого:
• центр финансовой грамотности;
• лэпбук, наполненный игровыми
дидактическими материалами;
• центр с дидактическими и сюжетными играми;
• оформлено большое количество дидактических игр для формирования основ финансовой грамотности.
• деньги, нарисованные детьми;
• картотека загадок;
• книги художественные и научно-популярные;
• аудиотека;
• альбом: пословицы и поговорки в картинках;
• медиатека из презентаций;
• медиатека мультфильмов;
• карточки о профессиях;
• банкомат.
Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов).
Выявить уровень экономического опыта у детей помогли диагностические методики, представленные в пособии А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).
Цель педагогического опыта - не только помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи:
• Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;
В январе 2021 года в старшей группе мной была проведена диагностика по программе «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой,
В результате выяснили, что у дошкольников экономические знания не достаточно высокие. При распределении детей по уровням оказалось, всего 18 (76%) детей отнесены к высокому уровню; у 6 (24%) детей показатели были средними.
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития экономического мышления.
• 2 этап – организационный.
Мной были исследованы различные методические приемы и способы организации детской деятельности, которые способствуют формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Анализируя проводимые мероприятия, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении этих задач, можно через занимательность в обучении. В своей работе я использовала следующие
Методы и приемы:
Моя деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог- воспитанник, воспитанники-родители. Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание.
Работа с воспитанниками.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы : непосредственная образовательная деятельность: с детьми провела НОД «Приключения Монетки», с использованием ТРИЗ «Мы идем в магазин», «Путешествие золотой монетки», «В гости к Мухе-Цокотухе», дидактические игры - это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Мной проводятся с дошкольниками такие : «Что нельзя купить?»,«Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом?», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Кому что нужно для работы» и пр.
Сюжетно-ролевые : «Прачечная», «Супермаркет», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и др., в ходе которых дети назначают цену изготовленных товаров и услуг с учетом издержек и прибыли.
Настольные игры : «Монополия», «Миллионер», «Хочу и надо», «Конвейер», «Что быстрее купят?», «Что можно купить за деньги, а что нельзя», особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
Мной проводятся экскурсии в магазин, банк и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, с целью выявления, насколько дети усвоили материал.
Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок «Приключение Буратино», «Вершки-корешки» и др., просмотр мультфильмов «Как мужик корову продавал», из цикла «Уроки тетушки Совы» - «Что такое деньги?», заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.
Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод. С помощью кейсов старшие дошкольники самостоятельно изучают познавательный материал, финансовые ситуации и решают, как надо действовать. Материалы кейса не просто описывают реальные жизненные ситуации, а представляют собой единый информационный комплекс, который позволяет детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как её решить.
Использовала технологию ТРИЗ, играли с детьми в такие игры: «Хорошо – плохо», «Чем был - чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.
В ходе проектной деятельности дошкольники научились на практике применять знания из одной или нескольких образовательных областей Проектная деятельность позволила детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
Работа с родителями.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На данном этапе работы по данной теме для родителей было проведено анонимное анкетирование «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» (приложение, которое показало, что большинство родителей - 67% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 21% считают эту тему не интересной для детей, 12% не задумывались об этом. Действительно, многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Было принято решение провести для родителей консультации «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики», викторину «По дорогам финансовой грамотности», были разработаны и вручены памятки «Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?», рекомендации «Полезные советы родителям», «Какие азы финансовой грамотности должны знать дети?» деловая игра «Школа экономики», регулярно помещались рекомендации в уголок для родителей. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
Накопленный мной опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
Работа с педагогами.
Поиски новых нетрадиционных технологий работы с детьми, подвели меня к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы с педагогами ДОУ. Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на мастер-классе «Игра-квест по финансовой грамотности «Деньги любят счет», семинаре «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности - подготовила буклеты: «Игра-квест «Финансовый ринг», «Семейный бюджет. Рациональное планирование расходов».
Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении и взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.
3 этап – заключительный - результативность решения противоречий - май 2023 год. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранных методов для решения обозначенной проблемы.
Раздел III. Результат опыта.
Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников проводилось на основании выделенных в учебном пособии А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику». Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой грамотности возросло количество детей, отнесенных к высокому уровню сформированности знаний.
старшая
2020-2021уч. г. Высокий – 18 (76%)
Средний – 6 (24%) Высокий – 20 (82%)
Средний – 4 (18%)
подготовитель ная
2021-2022 уч. г. Высокий – 20 (82%)
Средний - 4 (18%) Высокий - 23 (96%)
Средний – 1 (4%)
В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 8% (в 2018-2019 учебном году) и на 13% (в 2019-2020 учебном году). Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей - дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет.)
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Имеют представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
Перспективы на следующий год: Все запланированные виды
деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
Продолжить работу по теме : ««Экономическое воспитание : формирование предпосылок финансовой грамотности».
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация моих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.