Юлия Лаврик
Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников.
Слайд 1
В детском саду работаю 7 лет, свою деятельность строю в соответствии с ООП ДО «МДОУ «ЦРР «Зорька» - Детский сад № 16». Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Большой потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме (Т. С. Комарова, И. А Лыкова, я пришла к выводу, что в работе с дошкольниками каждый вид изобразитепльной деятельности способствует развитию творческих способностей дошкольников. Заинтересовала меня технология – тестопластика.
Публикация «Тестопластика как средство развития творческих способностей у старших дошкольников» размещена в разделах
Слайд 2
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств.
Слайд 3
Задачи, над которыми я работаю по внедрению данной технологии:
Обучить детей работать с соленым тестом : замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Развить самостоятельность, аккуратность;
Сформировать потребность в саморазвитии.
Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
Сформировать умение работать в коллективе.
Слай 4
Принципы работы:
1. систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.
2. Сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Поэтапности. От простого к сложному.
4. Наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.
5. Доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.
Слайд 5
На занятиях использую различные приемы:
- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Слайд 6
В своей работе я замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.
Слайд 7
I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопластики».
Цель моей работы: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
На этом этапе стараюсь заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; знакомлю детей с особенностями лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями. Здесь дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
Часть занятий была отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети знакомились с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
Слайд 8,9
Также использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.
Часть занятий была отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети знакомились с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
Слайд 10
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель моей работы: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
На этом этапе развивала способности детей изменять и преобразовывать свои поделки. Побуждала создавать выразительные образы, самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Большое внимание уделяла детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками.
Слайд 11,12
Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т. д.
На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер – сюрпризы и т. д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого использую краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием -украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.
Слайд 13
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель моей работы: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста. На этом этапе поощряю творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развиваю целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Здесь дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Слайд 14, 15,16
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т. е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Слайд 17, 18, 19
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
На сайте группы разместила консультацию для родителей, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
Слайд 20
Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Для развития творческих способностей детей в группе мною было выбрано одно из направлений художественно-эстетического развития - лепка из солёного теста. Были созданы условия для развития творческих способностей детей средствами тестопластики : в группе, в свободном доступе для детей имелся необходимый материал для лепки; оформление помещений способствовало творческому развитию; разработаны конспекты занятий и наглядные пособия к ним.
Результаты проведенной работы показали, что у детей проявляется увлеченность и заинтересованность лепкой из солёного теста. Воспитанники научились использовать разнообразные способы и приёмы в лепке из солёного теста, использовать различные материалы для передачи выразительности образа, проявляют умение самостоятельно подбирать материал для создания образа.
Я не буду останавливаться на достигнутом, и буду продолжать работу с воспитанниками по тестопластике.