Анастасия Велькер
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного возраста не всегда умеют выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания. Физическая культура, как часть общей культуры человека, может оказывать существенное влияние на формирование развитие личности ребенка. Помимо укрепления здоровья, физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, занятия физическими упражнениями способствуют постижению эстетики двигательной активности, спортивной этики, формированию нравственности, совершенствованию психологической структуры личности. Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию взаимопомощи, сопереживанию, взаимной ответственности для достижения общих целей.
Публикация «Опыт работы „Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Таким образом, развитие эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников является важной проблемой развития личности, так как являются основой для развития произвольности поведения.
При занятиях физическими упражнениями, эмоциональная насыщенность при соревновании, коллективный характер занятий способствует совершенствованию эмоционально-волевых качеств. В целом, средства физической культуры и спорта способствуют становлению чувства уверенности в своих силах, повышают шанс достижения намеченных целей благодаря возросшим физическим и психическим качествам, развиваемым в процессе занятий.
Эмоционально-волевые качества воспитываются при преодолении разного рода трудностей, которое происходит в основном во время соревнований, однако может происходить и в процессе занятий и тренировок, если они связаны с освоением новых движений, выходом на новый уровень развития физических качеств.
Для реализации темы самообразования используется следующие педагогические средства:
1) подвижные игры
2) упражнения, направленные на развитие волевых качеств
3) командные игры
В своей работе использую следующие методы:
1) игры
2) познавательно-развивающие беседы
3) проблемные ситуации
Форма работы :
1) индивидуальные;
2) подгрупповые;
3) фронтальные.
Главные принципы
1. Принцип научностипредлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений.
2. Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
4. Принцип непрерывности (преемственности).
5. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
6. Принцип единого подхода родителей и педагогов.
Нельзя недооценивать роль физической культуры в формировании дисциплины, целеустремленности, самооценки, саморегуляции и других эмоционально-волевых качеств.
Одним из основных видов активной деятельности являются подвижные и малоподвижные игры. Такие игры являются для дошкольников наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Игры вводят детей в мир эмоций, через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяют решить следующие задачи:
1) -обогащение эмоционального опыта ребенка;
2) -овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
3) -научить ребенка ставить перед собой цель, принимать решения и проявлять определенные усилия в преодолении препятствий;
4) -осуществление эмоционально-психологической коррекции детей;
5) -создание пространственно-предметных условий для эмоционально-комфортного пребывания детей.
Эмоции, на мой взгляд, это сама естественность поведения ребенка, его непосредственность.
Опыт проведения подвижных и малоподвижных игр показал достаточно высокие результаты: отношения детей в совместных играх стали более дружелюбными, справедливым. Снизилась агрессивность проблемных детей, замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Список литературы
1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. :Педагогика, 2003. - 512 с.
2. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : НПО «МОДЭК», 2006. - 304 с.
3. Уханова А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. - C.115-124.