Ольга Замяткина
Опыт работы по созданию учебного кабинета как творческой лаборатории для детей с ТМНР в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения численности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). Дети данной группы в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные нарушения различной степени выраженности. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений. Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены, у большинства детей отмечается тотальное недоразвитие или нарушение всех высших психических функций. Практически все дети имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют. Из-за физических, интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно и по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Это делает сложным, а иногда и невозможным освоение обучающимися академических знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Цель обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить их по возможности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, трудовая деятельность и досуг.
Публикация «Опыт работы по созданию учебного кабинета как творческой лаборатории для детей с ТМНР в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Обучающиеся с ТМНР - это особая категория детей, имеющая огромную специфику развития, которая затрагивает все стороны психофизического формирования, становление базовых учебных действий, особенности формирования коммуникативных навыков и умений, становления навыков социализации, восприятия, зрительного гнозиса и пространственного ориентирования. Любого рода занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) с обучающимися ТМНР, с особой тщательно выстраиваются и планируются, учитывая особенности индивидуального развития, с применением и использованием особых методов и приемов, стратегий.
Грамотное и системное выстраивание занятий с обучающимися ТМНР дают положительную динамику в развитии разнообразных навыков и умений (в первую, очередь коммуникативных и навыков социализации, позволяют снизить процент проблемного поведения, облегчить переход от одной деятельности к другой, а также выражать свои потребности, желания, помощь в социально приемлемой форме.
Таким образом, учитывая всю вышеперечисленную специфику при работе с обучающимися с ТМНР требуется разработка, планирование, создание нестандартных пособий, дидактического и раздаточного материала, специфика в выстраивании и продумывании заданий к занятиям.
Основная аналитическая часть.
Работая с детьми ТМНР, я выделила трудности, связанные с обучением детей :
• низкая познавательная активность, низкая мотивация к обучению;
• 80 % детей не владеют вербальной речью;
• нарушения двигательной сферы (нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики, артикуляционного аппарата);
• несформированность эмоционально-волевой сферы – частая смена настроения, вспышки агрессии и само агрессии, полевое поведение;
• трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания).
Все эти трудности обусловлены, естественно, недоразвитием высших психических функций.
Передо мной встал вопрос: - Как же организовать обучение, чтобы оно было результативным во всех аспектах: учебные навыки, умения, коррекция недостатков ученика, развитие и становление личности?
В основе планирования коррекционно-развивающих занятий лежат идеи Л. С. Выготского о компенсации дефекта и развитии потенциальных возможностей любого ребенка. Основными тезисами являются следующие:
- единство законов развития нормального и умственно отсталого ребенка;
- для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается, и которая вытекает из этой недостаточности.
Поэтому в моей работе очень важна система динамического отслеживания результативности обучения, которая бы иллюстрировала динамику развития личности ребенка ТМНР. Так были разработаны «Тестовая речевая карта ребенка ТМНР», для Ярослава и Насти использую «Тестовую речевую карту ребенка» (для начального звена, для Полины - «Тестовая речевая карта школьников старшего звена».
При организации занятия я большое внимание уделяю эмоциональной сфере ребенка. Для ребенка ТМНР необходим ритуал вхождения в обучения. Так например: для Ярослава, Полины, Насти требуются словесные мотивации. А Даше, Вите, Антону требуется успокоится, настроится для работы. Так опираясь на опыт работы воспитателя детского сада решила применять на занятиях программу «Топ – хлоп малыши» авторов Т. Сауко, А. Буренина
Год: 2001 Издательство: С. -Пб. : Музыкальная палитра. Произведения этой программы помогают развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, речи. Для успокоения использую песенку «Ладошечка», поглаживая руки ребенку. Вместо физкульт минуток использую небольшие песенки и музыкальные игры с танцевальными движениями: «Большие ноги…», «Вот как мы умеем», «Ладушки ладошки» и др. Для мотивации ребенка и привлечения внимания, использую куклы, мягкие игрушки, яркие иллюстрации. Например, используя лепку на занятиях: мы лепим сосиски для собачки, морковку для зайчика и т. д.
Для формирования и совершенствования сенсорных, математических навыков, развития моторики, речевого дыхания, создана группа пособий в виде разновидностей мячиков, палочек, игр с пробками, подувалочек, «Веселые спички», игры со скрепками, «Собери бусы», тактильные книги, доски вкладыши. Например: играя в игры с пробками разучиваем цвета, понятия большой - маленький, сортируя их в разные емкости развиваем мелкую моторику. Недавно в моем кабинете появились игра «Ниточки – шнурочки». Изучая и повторяя звуки, мы соотносим с детьми звуки с буквой, после этого я предлагаю детям сделать из шнурка букву, что позволяет детям не только увидеть, написать букву, но еще и моторно запомнить ее написание.
Для работы над пополнением пассивного словаря (осознанное
соотнесение картинки и слова, т. е. смысловая нагрузка за каждым словом). Были напечатаны предметные и сюжетные картинки, которые ламинируются. При помощи которых дети соотносят слово с картинкой. Разработан красочный альбом «Звукоподражаний и слов», в котором представлены картинки и способы работы с картинками. Например: Витя, посмотри на картинку. Покажи кота. Как котик говорит? Покажи корову? Как она говорит? Закрой рукой кота. Котик спрятался. Коровка зовет кису МУ. Как корова зовет киску? Коровка позвала котика в гости МУ-МУ. Котик пойдет в гости к коровке. По линии двумя пальчиками идем от кота к корове. Для Севы, Василисы и других детей, которые любят пазлы, были изготовлены разрезные картинки и пазлы, с разной степенью сложности. Так например: изучая транспорт мы не просто разглядываем картинку, а собираем пазл, потом беседуем по нему, что ведет к активизации познавательного интереса.
Для работы с Настей, Полиной, Ярославом, Василисой были разработаны и оформлены стенды «Город букв и звуков», «Артикуляционная гимнастика», «Домик звуков». Эти пособия помогают детям в работе на уроке и учат детей пользоваться информацией размещенных на стендах. Что им пригодится в повседневной жизни.
В 2021 - 2022 году 2 ребенка ТМНР находились на дистанционном обучении, поэтому приходилось отправлять задания по мессенджерам. Поэтому я разработала речевой материал по работе со звуками; создала кейс коротких видео : с пальчиковыми гимнастиками, речевыми играми, физкультминутками, пояснениями, как правильно выполнять задания, которые отправляются родителям детей с ТМНР.
Заключение.
Таким образом, отмечаю эффективность проводимой работы по созданию учебного кабинета как творческой лаборатории для детей с ТМНР в соответствии с ФГОС. Систематическое пополнение и организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет обогащать жизненный опыт, развивает умственную активность, воспитывает положительные личностные качества (активность, самостоятельность, любознательность, дружелюбие, уважение, узнавать и эмоционально положительно реагировать на игрушки, игры и пособия; что способствует повышению эффективности и качества воспитательно-образовательной работы в целом. В дальнейшем планирую совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, разработка практических материалов для работы с детьми, совершенствование развивающей предметно-пространственной среды).