Фарида Сафиева
Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ
Развитие творческих способностей детей 3-5 лет
через использование игровой технологии «Бусоград» М. И. Родиной
Введение
В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать возможность узнать что-то новое, интересное. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть.
Публикация «Развитие творческих способностей детей 3–5 лет через использование игровой технологии» размещена в разделах
Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности.
Цель: Создание условий, способствующих развитию творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать пространственные представления;
- Обогащать и активизировать словарь ребёнка;
- Развивать творческие способности, индивидуальные качества ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельным в выборе решений, придумывать свои образы).
- Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание использовать бусы в художественно-творческой деятельности.
Теоретическое обоснование проблемы творческого развития детей дошкольного возраста
1.1. Психолого - педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В научной литературе существуют различные подходы к определению творчества.
Психологический словарь трактует творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)».
В педагогической энциклопедии творчество –это «высшая форма активности, и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)».
Психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. И. Леонтьев трактуют понятие «Творчество» как способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов : воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность. Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, открывающая новое в самом субъекте.
Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Сущность творческой деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческих способностей детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно : слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию.
Творчество заключается в :
• способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
• позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями;
• процессе – результатом которого является создание совершенно новых образов.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности.
Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
• замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать;
• стремление познавать;
• применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
• целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Игровая технология «Бусоград», как одно из условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном детстве. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использовала игровую технологию М. И. Родиной «Бусоград», которая предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами в работе с детьми 2–7 лет. Благодаря этим играм дети начинают быстро и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом.
Одна из сильных сторон данного пособия – это то, что в нем предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно, но и на воспитание и тонких качеств личности: внимание друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности. Кроме того, пособие открывает для каждого творческие горизонты : можно придумать свои игры, оригинальные упражнения, изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинить и показать удивительные истории.
Для того чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо разбудить фантазию, воображение ребёнка. В ходе использования такого дидактического материала, каждый ребенок может проявить свою выдумку и фантазию, будет захвачен удивительным процессом творения. Это расширяет представления ребёнка об окружающем мире, вызывает позитивные эмоции и дает ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. При этом остальные дети не только смотрят и слушают, но и являются активными участниками, выполняя предложенные задания, что хорошо поддерживает положительный эмоциональный настрой и творческую активность детей.
Реализация содержания игровой технологии «Бусоград» осуществляется как в непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной деятельности, и индивидуальной работе с детьми. В основу этих игр положены интерес, познание, творчество.
Основные принципы работы с данной технологией :
1. Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.
4. Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
5. Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.
Методы работы:
Используя в работе методическое пособие М. И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора.
Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, беседы, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т. д.
Таким образом, игровая технология «Бусоград» направлена на организацию обучения, которая позволяет развивать творческиеспособности ребёнка – дошкольника, обеспечивает развитие речевых, коммуникативных навыков, формирует личностные качества: внимание, терпение, фантазию.
Поэтапная структура игровой технологии «Бусоград»
I этап Подготовительный
Работу начинаем с знакомства с бусами. Обследуем, рассказываем и цвете, определяем форму бусин, размер бус. Сравниваем свои бусы с бусами друга (длина, цвет, форма, материал).
Игры-упражнения: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки тортик», «Моя бусоклякса»
Предлагаем детям: поднять двумя пальчиками бусы вверх, опустить обратно в ладошку; положить бусы в ладошки, потрясти их, послушать, как звенят; дорожка – растяни бусы двумя пальчиками; улитка – положи ладошку сверху на бусы и закрути; брось бусы на стол, пол, посмотри, какой получился узор, клякса.
II этап Конструктивный:
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами, речевыми упражнениями.
Игры-упражнения: «Улитка», «Кочка», «Тарелка», «Лодочка», «Картинная галерея: квадрат, овал, треугольник», «Тучка», «Облачко», «Снежинка», «Ёлочка», «Домик».
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними. Частично добавляем дополнительный материал к бусам (лента, помпон) и т д.
III этап Творческий
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини сказок и рассказов по составленным картинкам.
Приложение 1
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию бусами
во второй младшей группе
Тема: «Волшебные бусы»
Цель: формирование умений рисовать бусами (по образцу, по показу, по своему замыслу)
Образовательные:
- познакомить с бусами, помочь определять цвет, форму, размер.
- показать способы рисования бусами предметы живой и неживой природы (елку, солнышко, дерево, облако, снежинки, снеговика, горку)
Развивающие :
- Развивать мелкую моторику, любознательность, речевую активность, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание использовать бусы в изобразительной деятельности
Оборудование: волшебный сундучок, бусы разные, силуэтные картинки.
Ход занятия
Воспитатель:
- Колокольчик зазвонил, всех в кружочек пригласил.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
собрались все в дружный круг.
У меня в руках волшебный сундучок. Интересно, что в нем лежит?
Чтобы узнать, предлагаю загадку отгадать.
Жемчужины чудесные
На ниточке висят,
На шею надеваются,
На солнышке блестят.
Дети: (бусы)
Воспитатель:
- Молодцы, догадались, бусы.
- Давайте их рассмотрим. Какие они красивые, разноцветные!
- Из чего собрали бусы? (из бусин)
- Маша, какого цвета у тебя бусины, а у тебя, Оля? (ответы детей)
- Какой формы бусинки? (ответы детей)
- Мы узнали, что бусы разные, отличаются цветом, формой. А чем же они ещё отличаются? (ответы детей)
- Размером, бусины большие и маленькие.
- Бусы круглые, большие, маленькие, твердые, длинные, короткие, цветные, блестящие и др).
- На что нанизаны бусины?
Дети: На ниточку, верёвочку, шнурок и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, бусинки держаться на ниточке. Если ее не будет, то наши бусины раскатятся и потеряются. Бусы бывают разноцветные, разной формы, из разных материалов, надеты на нитку, они красивые.
- Для чего нужны бусы?
Дети:
- украшение для девочек, мам, бабушек, их можно носить на шее и руке как украшение.
Воспитатель:
- Посмотрите, что у меня получилось? (рисую солнышко)
У каждого из вас есть бусы, приложим бусы к кругу, что у нас получилось?
(Солнышко с лучиками, какое яркое, красивое, разноцветное).
Бусы в кучку соберем
И ладошками сгребем.
Пальчиками их поманим –
«ДОРОЖКУ» длинную растянем.
- Край прижми ладошкой.
Крутим мы ладонь – и нитка
Превращается в «улитку»
- ПТИЧКА. (указательным пальцем подвинуть середину бус).
- ВОЛНА. (указательными пальцами приподнять край бус)
Из бус можно нарисовать много красивых картинок. Что вы хотите нарисовать? (ответы детей)
Физминутка
Мы сначала будем хлопать
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернёмся,
И все вместе улыбнёмся.
Предлагаю вам пройти к столам, выбрать силуэт, и попробовать нарисовать понравившуюся картинку бусами, это надо очень осторожно делать, ведь бусы хрупкие, нитки тонкие и могут порваться!
Вместо красок разноцветных
в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво
рисовать сейчас начнём.
Предложить детям под спокойную музыку положить бусы на силуэт, выложить из них рисунок. Это могут быть: цветок, грибок, кошка, машина, бабочка, птичка…
Воспитатель:
- Все ребята очень постарались! Полюбуемся необычными рисунками из бус. (Дети рассматривают). Что нарисовали? Мне очень понравились рисунки из бус, все разные, очень красивые, интересные! Сейчас сфотографируем, и готовые фотографии разместим в альбом!
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию бусами
в средней группе
Тема: «История золотой рыбки»
Цель: Формирование умений детей рисовать бусами, создание предпосылок к развитию творческого мышления.
Задачи:
- показать способы рисования бусами предметы живой и неживой природы (рыбки, водоросли, камни).
- развивать познавательную активность, внимание, мелкую моторику, воображение, коммуникативные навыки.
- воспитывать усидчивость, желание помочь герою ку.
Оборудование: аудиозапись, сундучок с бусами разной величины и цвета.
Ход занятия
Звучит музыка. Шум воды.
Воспитатель:
- Друзья мои, я расскажу вам одну историю про Золотую рыбку.
«В сказочной стране Бусоград живет прекрасная Золотая рыбка. Она плавает в воде, её красивые чешуйки блестят, словно монетки. Все обитатели Бусограда очень любят золотую рыбку, и радуются при встрече, она их тоже любит, но она всегда такая грустная, потому, что у неё нет подружек».
- Как помочь рыбке? (Ответы детей)
- Пригласить других рыбок, молодцы, какие вы догадливые! У меня есть схемы-подсказки, с помощью которых вы сможете нарисовать разных рыбок, и у нашей золотой рыбки будет много друзей!
Самостоятельная деятельность детей по созданию картин рыб из бус.
Воспитатель ведет детей к пруду (на полу настелена ткань синего цвета, где уже выложена из бус золотая рыбка).
Воспитатель: Посмотрите, вот она. Золотая рыбка! Какая красивая! Не грусти, рыбка, ребята тебе помогут!
- Выбирайте схемы-подсказки и вместе нарисуем Золотой рыбке подружек из бус.
Воспитатель предлагает заглянуть в сундучок с бусами. Дети подходят и выбирают.
Воспитель:
- Бусы, бусы покажитесь,
Красотою поделитесь.
Вложим бусы в ладоши, сделаем «лодочку».
А теперь подуем в «лодочку», чтобы волшебство началось.
- В руки бусы мы возьмем,
Рисовать сейчас начнем.
Звучит музыка. Воспитатель вместе с детьми рисуют рыбок.
- Вот подружки рыбки готовы. Давайте дадим им имена (ребята придумывают имена своим рыбкам). Давайте украсим и «водоем», где они обитают, на дне хорошо видны разноцветные камешки.
Дети выкладывают камешки из бус на пруду.
- В сказочной подводной стране есть растения. Кто знает, как они называются? (Водоросли.) Какого они цвета? (Зеленого, бордового.) Возьмем бусы и выложим на дно водоема водоросли из бус. Как красиво получилось!
- Сегодня мы помогли Золотой рыбке приобрести друзей и стать по-настоящему счастливой, мы с вами создавали сказку, а это самое прекрасное — быть добрым и помогать другим.
- Какое у вас настроение? (Ответы детей) Кому сегодня помогли? (Ответы детей) У меня сейчас тоже очень хорошее настроение.
- Чудеса на этом не заканчиваются. Бусы уложим в сундучок, они нам ещё пригодятся!
Приложение 2
Игры - упражнения с Феей Бусинкой
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
"Завитушки"
"Завитушки" завиваем,
Пальчиками помогаем.
Получается кружок
Молодчина,ты дружок.
"Дары осени"
Солнце, солнце веселей,
посвяти, ещё погрей.
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай: Груши,яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
Чтоб,когда придёт зима,
Были полны закрома.
Приложение 3