Новикова Татьяна
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через эксперементальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
через экспериментальную деятельность» воспитателя МБДОУ Детский сад №1 Новиковой Т. В. Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Основными принципами дошкольного образования в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно - исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Ежедневно взаимодействуя с детьми, я пришла к выводу о необходимости реализации деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы (четвертый принцип ФГОС ДО, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В связи с этим меня заинтересовала тема «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.
Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента, создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр). Такие центры необходимы для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования.
Таким образом, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.
7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме:
Отработала следующую систему работы.
1. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
2. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
3. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.
4. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
В группе создала развивающую среду, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Практически в каждом центре присутствуют игры и дидактические материалы, которые способствуют решению задач по познавательному развитию с учетом возрастных особенностей и уровня развития детей. Центры наполнены самыми разнообразными играми, игрушками, дидактическим материалом. Каждый ребёнок свободен в выборе средств для удовлетворения своих интересов, способностей, что повышает его познавательную активность. Игровые материалы периодически меняю согласно сезону, теме и потребностям детей. Это стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Центры активности, организованные в группе:
- Центр «Здоровячок» (Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (знакомство с разными видами спорта, формирование знаний (начальных) о пользе занятий физической культурой) .
- Центр «Развивающих игр» (Расширение познавательного сенсорного опыта детей)
- Центр «Мы строители» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца)
- Центр «Мы играем» (Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Моделирование различных ситуаций и проведение С. Р. И. на различную тематику)
- Центр «Книжный уголок» (Формирование умения самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию) .
- Центр «Играем в театр» и «Музыкальный уголок» (совмещен) (Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях. Формирование знаний о свойствах объектов окружающего мира (звучании, ритме).
- Центр «Талантливые пальчики» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца) .
- Центр «Я познаю мир» (Формирование познавательных действий, развитие любознательности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов).
В этом центре имеется необходимые материалы, стимулирующие развитие познавательной активности детей. Это детские энциклопедии на разные темы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, детские журналы, альбомы, иллюстративный материал (пейзажи на тему «Времена года», изображения растений, животных, различные тематические альбомы, дидактические игры.
Есть всё необходимое для экспериментирования :
- специальная посуда (стаканчики, тарелки, мерные стаканы, трубочки, воронки)
- материал для проведения опытов и экспериментов : камешки, песок, глина, ракушки, семена) ;
- инструменты для опытов (лупа, термометр, магниты, зеркала, песочные часы, фонарик и т. д.)
- микроскоп
- поролоновые губки разного размера
- леечки
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:
• Песок и вода.
• Звук.
• Магниты.
• Бумага.
• Стекло.
• Резина.
Каждый год в детском саду я провожу выставки поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Назови кто я?», «Где, чей домик?», «Когда это бывает?». Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: «Что лишнее?», "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл? " и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
По теме: "Волшебница Вода" проводила опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать? ", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Каждую неделю я посвящаю определенной познавательной теме :
«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др.
Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей, целью которого было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско - родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание.
Неотъемлемой частью моей работы по развитию познавательной активности детей является вовлечение родителей в совместную деятельность. Для этого проводила «Дни открытых дверей», консультации, праздники и развлечения, привлекала родителей к реализации совместных детско - родительских проектов и др. Родители и воспитанники привлекались к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Они помогали в оборудовании центров, пополнении необходимыми материалами.
Так же использую традиционные средства наглядной информации: разнообразные стенды, папки – передвижки. Подключаю родителей к проведению с ребенком экспериментов дома, для этого знакомлю с технологией проведения опыта, с использованием памяток для родителей.
Таким образом, могу сказать, что основной моей задачей является оказание помощи детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Поэтому я считаю, что надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Я считаю, что развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.