Вера Алтаева
Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей группе
«Золотая Хохлома»
Подготовила и провела и провела воспитатель ГБОУСОШ № 1078 с. п. № 3 г. Москва
Тема занятия: «В гостях у Хохломы»
Цель: Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
Публикация «Декоративно-прикладное искусство „Золотая хохлома“ старшая группа» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающий хохломские изделия. Учить создавать детей свой образ изделия, используя декоративные элементы.
Оборудование: Предметы народного творчества из дерева: ваза, ложки, тарелочки, стаканчики, половник, солоничка, компьютер с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки: картонные (бумажные) ложки, сахарница, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, банки с водой, палитра,
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде женщин (сарафан) и быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Провели беседы и изучали узоры на изделиях, самостоятельно выполняли элементы хохломской росписи.
Организация проведения занятия
Воспитатель:
Дорогие ребята сегодня у нас не простое занятие, а необычное.
Подходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана.
Эта посуда не простая - деревянная.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Дети рассматривают деревянные изделия.
Воспитатель:
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева.
У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне (деревенские) каждую неделю приезжали на базар продавать изготовленную посуду, и другую утварь. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
1. Деревянное изделие вытачивается на станке.
2. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
3. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
4. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
5. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Воспитатель:
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответы детей: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответы детей: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то подглядели?
Ответы детей: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.
Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки. Если кому-то из ребят захочется по экспериментировать над узором, приветствуется.
Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как:
- Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
- Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
- Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
- Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
- Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
- Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
Часто среди «травки» (травного узора) изображают ягодки, цветочки, листики (т. е. добавляют).
Воспитатель показывает как нужно рисовать.
А теперь вы сами попробуете расписать на шаблонах (трафаретах) ложки хохломские узоры.
В конце занятия воспитатель благодарит детей за выполненную творческую работу.
Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.