Ольга чумилина
Конспект занятия для средней и старшей групп «Мастерами русскими славится земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ
Тема: «Мастерами русскими славится земля».
Цель:
• Формировать и развивать основы художественной культуры детей через народно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
• Дать детям понятие «Промысел».
• Познакомить с общими особенностями промыслов
Публикация «Конспект занятия для средней и старшей групп „Мастерами русскими славится земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
• Приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.
• Уточнить и обобщить понятие «Промысел».
• Уточнить знания детей об общих особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Полхов-Майдан. (Материалы, способы обработки, элементы росписи).
• Продолжать приобщать детей к народно-прикладному искусству через художественную-творческую деятельность.
Развивающие:
• Развивать эстетическое, образное восприятие, эстетическое чувство.
• Развивать интонационную сторону речи детей в процессе рассказывания стихотворений о промыслах.
• Развивать связную речь : побуждать детей отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства (получение опыта духовного богатства своего народа, освоение народной культуры).
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми (помощь друг другу в продуктивной деятельности).
ЗАЛ УКРАШЕН В РУССКОМ СТИЛЕ. Стоят три стола с изделиями народных промыслов: филимоново, дымково, полхов-майдана. Возле столов дети-торговцы изделий народных промыслов. Позади стоят дополнительно 3 стола для продуктивной деятельности.
Звучит народная мелодия «маков цвет». Под эту музыку с приплясом входит хозяйка ярмарки Акулина Ивановна:
Весна красная идёт-с собой ярмарку несёт!
Мастера изделий ждут и товар свой продают!
А вот и гости пожаловали к нам на ярмарку (входят дети старшей группы). Здравствуйте!
В. Ст. группы и дети здороваются, мы пришли к вам на ярмарку товар купить да самим научиться искусствам народных промыслов.
В. Средней группы : добро пожаловать, проходите, на товар наш посмотрите. Наши мастера вам всё расскажут и покажут.
Эй, народ, налетай! да товар наш раскупай!
А кому понравится- подмастерьем у нас останется.
Отправляемся к первому прилавку и узнаем мастера какого промысла торгуют там. Какие изделия они производят.
Эй, ребята, подходите –
На игрушки поглядите!
1-й ребенок (показывает на дымковского индюка) :
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
А высокий гребешок
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
2-й ребенок (показывает куклу-няню) :
В кокошнике няня,
На руках - Ваня,
И хорош, и пригож.
Скоро, Ваня, подрастешь?
Ведущий: Ребята, какое настроение создают эти игрушки? (Ответы детей.)
Дети ст. группы задают вопросы : из какого материла изготавливается дымковская игрушка. Как обрабатывается. Какими красками украшается?
Ребёнок старшей группы :
Словно сказка-невидимка
В небе радугу зажгла.
Расцвела узором Дымка -
Людям радость принесла!
В. Ср. группы : кто из вас хочет остаться и научиться дымковской росписи(1 или 2 ребёнка остаются раскрашивать силуэты дымк. игрушек.
В. Ср. гр: а на ярмарке всегда водили хороводы и мы не нарушим эту традицию.
Далее все дети встают в хоровод «Ой, бежит ручьём вода».
В. ср. гр. : наплясались можно и к следующему прилавку пройти!
Проходят к столу с филимоновской росписью.
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
Ведущий: Посмотрите, эти глиняные расписные игрушки пришли как будто тоже из сказки. У всех животных сильно вытянута шея - так что олени, коровы похожи на жирафов, все они полосатые, как зебры. Их мастерят в деревне Филимоново и поэтому называют филимоновскими. Как вы думаете, почему их так любят и взрослые, и дети? (Ответы детей.)
Ребёнок старшей группы :
Игрушки эти добрые и разные,
Веселые, и каждая свистит.
Полоски желтые, зеленые красные
Посмотришь - как от солнышка рябит!
Ребёнок средней группы :
Есть барыни и бравые солдаты,
Коровушки, олени полосатые.
Слепили все игрушки эти здорово
Нам мастера деревни Филимоново.
В. ст. гр: Все эти игрушки лепят из глины. А везде ли глина одинаковая?
Ответы детей:
В Дымково глина коричневая и перед росписью покрывается белой краской, в Филимоново - красная, после обжига становится светлой.
В ср. гр. :ну что же, ребята, кто из вас хочет научиться филимоновской росписи(2 детей остаются расписывать филимовские игрушки).
В. ср. гр. :Какая же ярмарка без карусели? Предлагаю вам прокатиться на нашей карусели. (звучит песня «Карусель-карусель- это радость для нас».
В. ср. гр. :вот и на карусели мы прокатились пора отправляться к мастерам третьего промысла (проходят к третьему столу).
Ребёнок ст. гр. Рассматривает изделия и удивлё нно произносит:
Бочонки, копилки, матрешки, грибки –
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка, и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет.
Дети: А это полхов-маиданские игрушки.
Ведущий: Ко мне, детки, подходите, на игрушки поглядите.
Дети подходят к столу, на котором собраны полхов-маиданские игрушки.
Ребёнок старшей группы :
Из далекого села Полхово-Майдана
Привезли игрушки к нам прямо.
Подходи ближе - нагибайся ниже,
Стой, смотри до вечера,
Кому делать нечего.
Ведущая:
Ай-да игрушки -
Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие.
А вот и матрешки
На одной ножке.
Пять штучек в одной кучке.
Пока матрешки друг в дружке,
Молчат и не поют частушки,
А поставишь в ряд –
Запоют все в лад.
Девочки-матрешки читают стихи.
Девочки:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь –
Вам за нами не успеть!
Девочки исполняют танец «Матрешки»,
муз. В. Ефремова, ел. Б. Дубровина.
В. ст. группы : какие замечательные игрушки! Разрешите нашим ребятам поучиться полхов-майдановской росписи?
В. ср. гр. : конечно! Пусть остаются! Нам новые мастера всегда нужны.
В. ст. группы : ну и я тогда вам пригожусь. Уж очень мне понравились эти замечательные изделия.
Ой вы, гости дорогие,
У нас игрушки расписные,
Собирали их, старались.
Показать вам собирались.
Приходите в гости к нам,
Очень рады будем вам!