Приложение МААМ

Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Светлана Ильина
Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сетищенский детский сад «Сказка» работает с 1954 года. В нем функционируют две разновозрастные группы, в которых воспитываются 33 ребенка с 1,5 до 7 лет.

Возникновение опыта связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем мире. У него формируются первоосновы мышления, сознания. В это время также закладываются основы, которые способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

В Соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования : одним из ориентиров является любознательность.

Развитие исследовательской активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и исследовать все новое – основа формирования этого качества.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики особенностей развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использована методика «Вопрашайка» (М. Б. Шумакова) (Приложение 1). Целью данной методики является выявление умения у воспитанников старшей разновозрастной подгруппы : исследовательских способностей; умение отвечать на вопрос; умение задавать вопрос; предпосылки развития исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели была использована стандартизированная анкета, включающая в себя 6 вопросов.

В исследовании приняли участие 10 детей, которые посещают старшую разновозрастную подгруппу «Пчёлка» Сетищенского детского сада «Сказка» (Приложение 2).

Из полученных данных мы можем сделать вывод, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабo развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки исследовательской активности развиты недостаточно хорошо.

Результаты диагностики констатирующего этапа представлены в таблице 1:

Критерии диагностики

исследовательской активности

Таблица 1

Критерии диагностики исследовательской деятельности : %

Таким образом, было выявлено, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень развития исследовательской активности, что говорит о необходимости формирования ее оптимального уровня.

Так же в начале работы над опытом, было проведено анкетирование родителей «Проектная деятельность дошкольника». Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей (Приложение 3).

В дальнейшем разработали план движения к достижению цели: провели родительские собрания «Роль проектного метода в развитии исследовательской активности дошкольников».

Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям.

Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в реализации проектной деятельности. Так же были подготовлены ряд консультаций: «Что такое детское проектирование, «Роль совместного творчества в семье».

Актуальность опыта

Если ты будешь любознательным,

то будешь многознающим

Сократ (древнегреческий философ).

В дошкольном учреждении необходимо развивать интерес детей к окружающему миру, развивать их желание познать и освоить всё новое. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы, ФГОС дошкольного образования диктуют нам выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологии.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является реализация проектной деятельности, которая развивает исследовательскую активность, формирует навыки сотрудничества.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, исследовать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Таким образом, возникает противоречие между пониманием того, что необходимо использовать проектную деятельность в детском саду для развития исследовательской активности и отсутствием достаточного опыта в практике работы воспитателей дошкольных учреждений.

Исследовательски-активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность, осуществляет исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.

Сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника (ФГОС ДО п 2.7.). является исследовательская активность, также, как игровая и коммуникативная. Исследовательская активность включает в себя исследование объектов окружающего мира (история возникновения, разновидности, свойства и качества) и экспериментирование с ними. Одним из возможных способов развития исследовательской активности детей является организация проектной деятельности. В рамках выполнения проектов дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуются в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и упорядочивать свои представления об окружающем мире.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения исследовательской активности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение развития исследовательской активности состоит в том, чтобы вооружить детей старшего дошкольного возраста знаниями, умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, развивать их исследовательские способности, личностные качества (активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к совместному выполнению проектов.

В ходе реализации проектной деятельности воспитанники получат интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: исследовать свойства, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании методов работы по формированию у дошкольников исследовательской активности через реализацию проектной деятельности в системе работы педагога.

Длительность опыта

Поиск и обработка методов и приемов формирования исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности проходила на протяжении трех лет.

1 этап – начальный (констатирующий) 2015-2015 г. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, проводился анализ литературы, подбор диагностического инструментария, создание предметной пространственной развивающей среды.

2 этап – основной (формирующий) 2016-2017г. На формирующем этапе на основе анализа данных диагностических исследований создавались условия для повышения исследовательской активности через реализацию проектной деятельности.

3 этап – заключительный (контрольный) 2017-2018г. Диагностика на заключительном этапе доказала, что реализация проектной деятельности положительно влияет на развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Диапазон опыта

Диапазон опыта включает:

• непосредственную образовательную деятельность;

• образовательную деятельность в ходе реализации исследовательских проектов;

• самостоятельную детскую исследовательскую деятельность;

• вовлечение родителей в реализацию проектной деятельности.

Теоретическая база опыта

Вопросам развития исследовательской активности детей дошкольного возраста отводится важное место в работах известных педагогов и психологов, которые чётко определили подход ребёнка к исследовательской деятельности, как личностному свойству. Изучением наличия у ребёнка собственной активности в познании занимались Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Князева О. Л., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и другие.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающей действительности, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предусматривает осознание и фиксацию цели, средств исследования (подходы, методы, методики) и его ориентацию на воспроизводимость результата.

А. Н. Леонтьев считает «активность» понятием, указывающим на способность живых существ под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей, производить спонтанные движения и изменяться

Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познать: сеет семена растений и наблюдает, что получится; изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с различными материалами; выращивает кристаллы, собирает коллекцию камней. Все это – объекты исследования. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных цели.

Проектная деятельность не является принципиально новым в мировой педагогике. Американский философ и педагог Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети могут самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни.

Так, на основе анализа современных подходов исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, которое направлено на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов, средств.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что использование метода проектной деятельности в работе с дошкольников приведет к активизации механизма детского самoразвития, в результате которой исследовательская активность, социальная и творческая инициативность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Раздел II

Технология опыта

Целью данного опыта является совершенствование развития исследовательской активности у старших дошкольников через реализацию проектной деятельности.

Для реализации поставленной цели и достижения планируемых результатов определены следующие задачи:

1) формировать предпосылки для исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;

2) развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

3) Определить возможности использования метода проектов в развитии исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.

4) развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

5) Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, вовлекая их в проектную деятельность.

6) Обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания рассматривается как некая альтернатива урочной системе. Современный проект дошкольника – это дидактическое средство активизации исследовательской деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Задачи проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках реализации проектной деятельности использовали инновационные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста :

- изготовление макетов по развитию исследовательской активности;

- проблемная ситуация;

- игровые обучающие ситуации;

- эвристические беседы в режимных моментах;

- коллекционирование по теме проекта;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- пресс – конференция «А что у вас?».

Каждый проект начинался с тщательно подготовленной ситуации, которая стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов:

- создание игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к проекту или в начале его, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой поисковую задачу;

- появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывало детей;

- стимулирование поисковой активности у детей (предлагались ситуации путешествия, превращения в кого-либо, во что-либо – дерево, облако, снежинку и др.).

В ходе реализации проектов были проведены циклы НОД, направленных на развитие исследовательской активности (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Интересно проходила организованная образовательная деятельность, в которой дети показывали изготовленные ими наглядные пособия, рисунки, фотографии. Показывая свои авторские работы, рассматривая редко встречающиеся малозаметные явления, запечатлённые на фотографиях (огромного размера тыква, следы на снегу, северное сияние и т. д.) дети воспринимают окружающее более эмоционально.

Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие по миру" проведенная с целью формирования у детей представлений о мире, разных странах мира, разных национальностях как о полноправных гражданах России очень увлекла детей, они находили на карте континенты и страны; играли в игру с глобусом и «путешествовали по нашей Родине» (Приложение 4).

Это позволяло выстроить непосредственную – образовательную деятельность так, чтобы обыденный мир предстал перед детьми удивительным и необычным.

За время работы были разработаны и оформлены такие проекты как :

Исследовательский проект в старшей группе - «Удивительные тайны снега» (Приложение 5)

Гуляя на улице и рассматривая снежинки, детей заинтересовал вопрос «Из чего состоит снег? Почему снег белого цвета, а не какого- то другого? Почему он приходит только зимой?»

В ходе беседы выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах снега. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Мир природы удивителен, но свои тайны он открывает только любознательным и внимательным. Так появилась идея создания проекта. Участие в проекте позволит разобраться в удивительных тайнах снега. Результатом реализации проекта стало оформление ЛЭПБУКА «Снежинка».

Исследовательский проект в старшей группе «От зернышка до каравая» (Приложение 6). Целью которого стало формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, и воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Исследовательский проект в старшей группе «Мир воды» (Приложение 7). В рамках проекта знакомились со свойствами воды, значением ее для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Так же были разработаны и реализованы такие проекты как :

• Загадочный космос;

• Здоровые зубы - красивая улыбка;

• Здравствуй, лето!;

• Книжный дом.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

Важную роль в развитии исследовательской активности детей сыграли экскурсии, образовательные ситуации и интеллектуальные игры, которые были включены в план реализации проектной деятельности (Приложение 8).

Интеллектуальна игра «Почемучки» целью которой было выявить умение детей задавать вопросы, решать проблемную ситуацию (Приложение 9). В качестве материала для игры были использованы сюжетные картинки с «проблемным содержанием», т. е. воспитанникам было неизвестно, что привело к изображенной ситуации. Условием игры стала договоренность, что выиграет тот, кто задаст больше вопросов к рисунку, вопросы задавались по очереди : каждая команда.

Попытки детей самостоятельно решить проблему замечали и поощряли, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

Следовательно, каждый ребенок ставился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, найти ответы на интересующие вопросы, т. е развивались умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Важнейшим условием для развития исследовательской активности у детей стало вовлечение родителей в проектную деятельность. Автором опыта были разработаны и проведены в основном этапе:

- консультации «Растить любознательных», «Воспитание исследовательского интереса через прогулки»;

- беседы «Домашняя лаборатория», «Любознательность детей – это;

- памятка «Юный исследователь», памятка по организации самостоятельной деятельности ребенка.

В детском саду была проведена акция для родителей и детей с 11 апреля по 15 апреля 2017 года «Хочу все знать» (Приложение 10). Целью этой акции было развитие исследовательской активности и любознательности воспитанников в процессе поисково-исследовательской деятельности; формирование представлений у детей целостной картины мира; использование разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников. В основе идеи проведения тематической акции положен приём погружения детей в конкретную тему, которая позволяла объединять их в совместной деятельности. Каждый день недели проходил под своим названием. В акции приняли участие родители воспитанников. Самые активные участники «Недели» были награждены грамотами.

В группе был создан «почтовый ящик» - это коробка, в которой родители оставляли записки со своими идеями и предложениями по реализации проектов, обращались с вопросами к педагогу старше разновозрастной подгруппы.

В дальнейшей работе планируется продолжить проводить проектную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно и взрослому, а дети проявляют неподдельный интерес к различным исследованиям. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для реализации проектной деятельности.

Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской исследовательской активности, социальной и творческой инициативности.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что педагогам, удалось направить детскую исследовательскую активность на получение положительных впечатлений от процесса реализации проектов, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 30 января 2021 в 18:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина (УИ 237824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД