Буркацкая Татьяна Афанасьевна
Опыт работы «Позитивное сотрудничество с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Позитивное сотрудничество с семьями воспитанников
МБДОУ д/с №35 «Улыбка» муниципального образования город-курорт Анапа Буркацкой Татьяны Афанасьевны
Особенностью детско-взрослого коллектива, в котором я работаю, является высокий уровень семей группы социального риска (60%). Состояние детей поступающих в группу и имеющих сложный психоречевой дефект (задержка психического развития, тяжелое нарушение речи) усугубляется внутрисемейными конфликтами или отсутствием одного из родителей.
Публикация «Опыт работы „Позитивное сотрудничество с семьями воспитанников“» размещена в разделах
В современной жизни взаимоотношения между взрослыми и детьми бывают не всегда оптимистичными. Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своём будущем и эмоциональная разобщённость, всё это ведёт к напряжению детско-родительских отношений. В свою очередь данная ситуация приводит к нарушению мироощущения ребёнка и возникновению проблем личностного развития. Воспитателям, чаще всего, приходиться мириться с данностью семейного микроклимата, и помогать семье в решении личных проблем на основе педагогической поддержки и вовлечения в общую деятельность.
Положительные результаты по данному направлению работы позволяет получить использование инновационной современной технологии «Установление доверительно-деловых контактов с семьями воспитанников» авторов М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина.
Основная цель: позитивно взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Воспитание в семье тёплых чувств, доброты, взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу.
Ежегодно, в начале и в конце учебного года проводится анкетирование для выявления потребностей родителей в развитии и воспитании детей.
Анализ анкет показал:
85% родителей удовлетворены содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
85% родителей считают, что взаимодействие с детьми строится с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
95% родителей уверены, что могут получить необходимую помощь в вопросах воспитания.
90% родителей отмечают, что в группе создан благоприятный психологический климат.
15% родителей имеют пожелания личного характера.
Предлагаю в практической работе своим коллегам выстраивать «Модель взаимодействия с родителями» поэтапно во времени (I, II, III, IV этапы).
Соответственно, каждый этап имеет свою собственную цель, которую воспитатель успешно решает в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Модель поэтапного взаимодействия с родителями.
IV этап
III этап
Совместное исследование развития ребёнка.
Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
Давайте узнавать ребёнка вместе!»
II этап
Ознакомление воспитателя с системой воспитания ребёнка в семье. Цель: изучение ребёнка в условиях семьи.
I этап
Трансляция родителям знаний, которые могли быть получены в семье.
Цель: изучение ребёнка в условиях детского сада.
Трансляция для родителей положительного образа ребёнка.
Цель: выстраивание между воспитателем и родителями доброжелательных отношений.
Ежемесячно планируется перспективная работа с родителями. Приведём пример, такой работы с мамой Вани А. (семья не полная). В начале учебного года была проведена беседа с мамой об успехах ребёнка (в соответствии с целью первого этапа по выстраиванию положительных взаимоотношений, о том, как он доброжелательно общается в кругу детей, какие у него успехи в игровой и организованной деятельности. В середине учебного года, на родительском собрании воспитатель сообщает об умениях и навыках, которые приобрёл Ваня в детском саду по образовательным областям «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Труд». Таким образом, мама изучает способности своего ребёнка в условиях детского сада (2 этап взаимодействия). Следующим этапом позитивного взаимодействия становится посещение семьи воспитателем. В тёплой домашней обстановке, за чаем происходит беседа о воспитании ребёнка в семье, знакомство с детской комнатой, игрушками, любимыми книгами (3 этап взаимодействия). Результатом планируемой работы с семьёй Вани А. становится активная позиция мамы в организации мероприятий для группы детского сада. Мама организовала экскурсии для детей группы в детскую библиотеку, принесла детскую познавательную литературу, настольную игру «Кто больше, кто меньше?», изготовила вместе с сыном атрибуты для постановки сказки «Репка», и организовала видеосъёмку театрализованного выступления детей. Важнейшим результатом такого содержательного, деятельного общения воспитателя и родителя стала активная позиция родителя в воспитании ребёнка и его готовность осуществлять коррекцию собственного семейного воспитания.
Предлагаю коллегам использовать в работе следующие формы организации педагогической помощи:
коллективные формы взаимодействия, например:
- родительские собрания «Адаптируемся вместе», «Посильный труд воспитывает самостоятельность», «Роль родителей в оптимизации учебно-воспитательного процесса»;
- встречи в клубе «Поварята»;
- совместные праздники «Приключения Стёпки-растрёпки», «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- совместный труд на участке детского сада – постройки из снега и т. д.
индивидуальные формы работы с семьёй, например:
- беседы и рекомендации «Почему ребёнку нужна здоровая овощная пища?», «Учим ласковым словам», «Одежда зимой» и т. д.
формы наглядно-информационного обеспечения:
родительский уголок, ширмы-передвижки, информационные папки «Приучайте детей трудиться», «Безопасность на дороге», «Развивающие игры для детей» и т. д.
Считаю, наиболее удачной формой работы с семьями воспитанников стали встречи в клубе «Поварята».
Цель клуба: установление доброжелательных отношений между детьми, родителями и воспитателями; организация совместной деятельности для приготовления вкусной и полезной пищи.
В учебном году организуем 2 – 3 встречи. Приведу для примера встречу на тему «Приготовим фруктовый салат». Мама Дениса С. была выбрана «Главным поваром» на этой встрече. Она показала фрукты, которые понадобятся для салата, а дети узнавали и называли их. Перед тем, как приступить к приготовлению салата вспомнили правила гигиены: вымыть руки, помыть фрукты, ножи, разделочные доски, надеть фартуки, колпачки, нарукавники. Воспитатель рассказала о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых. «Главный повар» познакомила детей с алгоритмом действий по приготовлению салата «Фруктовый микс». Последовательность действий была нарисована на схематичных картинках (Приложение 1). И, закипела работа! Дети, родители и воспитатели чистили, резали, тёрли на тёрке фрукты, смешивали их в салатнике, добавляли по вкусу молочный йогурт, варенье, сироп. Под руководством «Главного повара» дети учились красиво раскладывать готовый салат в розетки и угощать всех присутствующих. Работа в клубе позволяет решать задачи по формированию культуры общения, развитию умения договариваться друг с другом, воспитанию положительного отношения к собственному труду и труду других людей, и его результатам.
План работы клуба «Поварята» на 2011 – 2012 уч. г.
№
Тема встречи
Цель Дата
проведения
1 Встреча за круглым столом Составление совместного детско-взрослого плана работы клуба
сентябрь
2
Приготовим фруктовый
салат Приобщение к вежливым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми в процессе труда.
октябрь
3 Моё любимое блюдо, которое мы готовим вместе с мамой. Формирование у детей навыков приготовления блюда из простых продуктов. январь
4 Полезные напитки весной Формировать умения по приготовлению морсов. март
Родители воспитанников тепло отзываются о встречах в клубе «Поварята». Ответственно готовятся и с желанием участвуют, пишут слова благодарности в альбоме отзывов:
Спасибо Вам, земной поклон Благодарим Вас за терпенье
От всех родителей примите, С каким учили каждого из них,
И также бережно, любя, За Ваши беспокойства и волненья,
Других своих детей учите. За сердце, что болит как за родных!
Выражаю надежду, что представленный опыт работы по позитивному сотрудничеству с родителями будет полезен коллегам – воспитателям.