Ольга Постовалова
Опыт работы «Формирование здорового образа жизни через приобщение семей воспитанников к занятиям физкультурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы руководителя по физическому воспитанию, претендующего на 1 квалификационную категорию
Постоваловой Ольги Сергеевны
Тема:
«Формирование здорового образа жизни через приобщение семей воспитанников к занятиям физкультурой»
г. Урюпинск
Вступление
Публикация «Опыт работы „Формирование здорового образа жизни через приобщение семей воспитанников к занятиям физкультурой“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации проводится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, основная цель которого – вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление психофизического здоровья детей. Решение всех задач, состоящих перед дошкольным учреждением, невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия и партнёрства с родителями. Такое взаимодействие детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, их общение, обмен мыслями, чувствами и переживаниями. Здесь родители вступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей. В рамках сотрудничества решается много задач физического развития детей.
От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают новое. Важнее другое. Они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые, смелые. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей.
Положительный результат коррекционно – оздоровительной работы с детьми во многом зависит от успешного сотрудничества педагогического коллектива и семьи. Взаимодействие руководителя по физическому воспитанию ДОУ с семьями дошкольников актуальна в любое время.
Приоритетными задачами в работе с семьёй выделяю :
1. Учитывать индивидуальность ребёнка, относиться к нему с доверием и уважением, как к уникальной личности.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
3. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
6. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Я глубоко убеждена, что получить хороший результат приверженности к здоровому образу жизни воспитанников можно только тогда, когда есть положительный пример для подражания. Для ребёнка, как и во все времена, семья – источник опыта, где он должен найти эти примеры. Если в семье ведётся здоровый образ жизни, по утрам делается зарядка, в входные активный отдых, летом – это походы, отдых на речке, зимой бассейн, посещение различных секций.
Но, к сожалению, случается, что в домашних условиях, отработанная в
детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизора. А ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность. Считаю главной целью педагогов дошкольного учреждения – профессиональную помощь семье в воспитании детей, при этом, не подмена ее, а дополнение и обеспечение более полной реализации ее воспитательных функций.
Родители должны сами ступить на путь здоровья, подавая пример ребенку, действуя по правилу: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
В реализации этих задач я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту.
Раздел 1. Справочно – информационные сведения об опыте.
1. Тема опыта : формирование здорового образа жизни через приобщение семей воспитанников к занятиям физкультурой.
2. Автор опыта : Постовалова Ольга Сергеевна.
3. Место функционирования опыта : 403113, г. Урюпинск Волгоградской обл., ул. 50 лет Победы 6, тел. 4-31-90.
4. Длительность функционирования опыта : над данной проблемой работаю с 2015 г.
5. Уровень новизны опыта : поисково – изобретательский.
6. Опыт представлен : настоящим описанием и 10 приложениями.
Раздел 2. Технологические сведения об опыте.
1. Актуальность опыта
В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Важность и необходимость такой работы озвучивают все специалисты дошкольных учреждений, в том числе и инструкторы по физической культуре.
На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Но, не смотря на различные жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физической культуре помочь каждой семье вырастить и воспитать здорового человека во всех аспектах данного понятия. Движение – основное проявление жизни, в то же время оно является и средством гармоничного развития личности.
В настоящее время родители отдают предпочтение, умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. Малогабаритные квартиры, темп современной жизни с использованием городского или личного транспорта, загруженность работой родителей, зачастую не представляет возможности повлиять на малоподвижный образ жизни ребёнка своим примером. Не смотря на все обстоятельства для ребёнка, как и во все времена, семья – источник опыта, где он находит примеры для подражания. Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром» : детский сад, семья общество.
2. Цель и задачи, решаемые в опыте
Цель: повышение двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить родителей с основами теории;
2. повышать интерес к проблемам оздоровления ребёнка;
3. приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
4. содействовать сплочению родительского коллектива;
5. повышать компетентность родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка.
В систему организации совместной деятельности родителей и ДОУ
легли следующие принципы:
1. Принцип единства целей и задач.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
4. Принцип согласованности действий.
5. Принцип преемственности и индивидуального подхода.
Для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй, такие как:
1. Анкетирование
2. Консультации
3. Разработка и оформление стендовой информации
4. Беседы — индивидуальные и групповые
5. Родительское собрание
6. Открытые физкультурные занятия для родителей
7. День открытых дверей в спортивном зале
8. Физкультурные праздники
4. Технология работы
Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.
Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Прежде всего, я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?»
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей : это спортивный зал, интерьер которого, выполненный яркими цветами и оборудованный как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием.
С помощью родителей удалось пополнить физкультурные уголки в группах.
Для того чтобы узнать, что интересует, какие проблемы возникают у родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни, мною было проведено анкетирование. Которое помогло выяснить уровень знаний, а так же желание родителей видеть своих детей здоровыми. Опрос родителей позволил оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно–закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимание прогулкам, сну, двигательной активности детей.
Анализ анкетных донных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно даже при благоприятной погоде. Ссылаясь на недостаток времени, многие родители мало гуляют или совсем не выходят с детьми на прогулку и в выходные дни. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребёнка, обучая его чтению, письму, счёту.
Анализируя ответы родителей, можно сделать следующие выводы:
25 родителей ответили на вопросы анкеты, что составило 100%
95% опрошенных считают, что понятие здорового образа жизни включает в себя – правильное питание, отсутствие вредных привычек и занятие спортом. Все родители считают важным приобщать детей к приёмам здорового образа жизни. Считают важным личный пример взрослых.
20% опрошенных регулярно занимаются спортом и активным отдыхом, остальные – часто, по праздникам и выходным дням. Примерно у половины семей дома имеется физкультурное оборудование.
90% считают важными аспектами привитие культурно – гигиенических навыков, ограничение нагрузки, проветривание и влажная уборка, а также соблюдение режимов питания и сна. Для всех родителей важно физкультурно - оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
Очень часто родители ребенка нуждаются в советах специалистов, работающих с детьми. В этом случае, я стараюсь дать грамотную консультацию по какому – либо вопросу. Стараюсь осветить наиболее актуальные вопросы, касающиеся физического развития и здоровья детей. В разрешении проблемных вопросов провела консультации для родителей. «Физическая культура в семье» цель этой консультации убедить родителей в необходимости физических упражнений в домашних условиях. Консультация «Физическая культура - залог здоровья» помогла убедить родителей в том, что в результате регулярного выполнения разнообразных движений у ребёнка воспитывается ряд жизненно необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании и т. п. Дети становятся, более подвижными, и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее. Консультация на тему «Здоровый образ жизни» помогла проинформировать родителей в необходимости выполнения физических упражнений в домашних условиях, закаливания организма и профилактики плоскостопия. Проводя консультации, стараюсь донести до родителей, что семья и детский сад должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Для повышения педагогической грамотности родителей, а так же с целью ознакомления с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания мною был изготовлен стенд «Здоровому - все здорово!», информация которого постоянно обновляется.
Обсудить характерные особенности ребёнка, помогают индивидуальные беседы, из которых родители получают информацию о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. Даю рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20мин., уместно сделать гимнастику для глаз. В ходе беседы стараюсь установить доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Известно, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Но, к сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в специальной организованной роботе детского сада. Одним из путей решения данной проблемы стал выпуск газеты «СемьЯ «Золотого ключика», информационных листков, оформление папок – передвижек. Всё это позволяет вооружить каждого родителя знаниями и советами.
Для того чтобы привлечь родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания был запущен проект «Будьте здоровы». В этом проекте старалась изучить интересы, и мнения родителей, привлекала к организации физкультурных досугов детей. Организовывала консультации и обмен опыта между родителями. Помогала родителям научиться играть со своим ребенком. Старалась заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада. В ходе проектной деятельности родителям было предложено ведение «Дневничков – здоровьечков», в которых были собраны сведения о семьях, о том, чем любят заниматься родители с детьми в свободное время, отражены пословицы, поговорки о здоровье. В дневничках также отмечались как правила безопасности, так и правила поведения «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Дети делились друг с другом, как они занимаются зарядкой дома, был оформлен стенд с фотографиями «Моя семья, спорт и я». Результат не заставил себя ждать, работа в данном направлении была интересна не только педагогам, но и родителям, так как они были вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволило им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.
Наладить более близкий контакт с семьями воспитанников помогали родительские собрания, на которых обсуждались интересующие вопросы.
Так, например, собрание на тему «ЗОЖ в семье с использованием нетрадиционного оборудования» в младшей группе помогло добиться единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей, а так же сформировать навыки здорового образа жизни у дошкольников.
Была обговорена единая спортивная форма, которая дисциплинирует воспитанников ДОУ уже на начальном этапе и прививает им чувство одной команды.
На собрании в старшей группе по теме «Физическое воспитание дошкольников» удалось убедить родителей в том, что все время нужно ободрять своего ребенка похвалой, удивляться тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, смелый, сколько он уже умеет. Так как у детей 5-6 лет продолжают развиваться и совершенствоваться двигательные умения и навыки, дети учатся творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. В этом возрасте у детей формируется правильная осанка. Важно следить, чтоб ребенок не сутулился. Проведение родительской гостиной по теме «Физическая культура и семья» в средней группе, на которой родители делились семейным опытом по совместному отдыху с детьми, помогло расширить знания родителей о формах и средствах физического воспитания дошкольников; раскрыть необходимость семейного физического воспитания. Родителям была рекомендована дополнительная литература по оздоровлению детей.
Большой эмоциональный отклик вызвал мастер-класс для родителей как провести подвижную игру дома «Охотник и зайцы» во время игры родители старались не отставать от детей, преодолев стеснение стали более активными в игре. Дети, которые участвовали в игре, были очень довольны и горды. Самое главное для меня - что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Совместная работа воспитателей, руководителя по физической культуре, и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей. Практика показала, что любому родителю интересно как проходит жизнь ребёнка в детском саду. Наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность помогают открытые физкультурные занятия для родителей, такие как «Путешествие в страну Неболейка». Участие в совместном с детьми физкультурном занятии, организованном в ДОУ, позволяет лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
На открытых занятиях родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
Помимо открытых занятий я провожу и совместные физкультурные занятия родителей и детей, так целью занятия «Весёлое зимнее путешествие в страну Физкультуры», являлось формирование двигательных навыков у детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность заниматься физкультурой вместе с детьми; помогают создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности снизить дефицит общения.
Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают руководителю по физической культуре, и каждый из них – тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности занимающихся, и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. Совместные занятия мотивируют родителей на взаимодействие со специалистами ДОУ.
Конечно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований.
Отличительной особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Семейные физкультурные праздники проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Обычно они приурочены к каким – либо праздничным датам, например праздник «Папа – гордость моя» - ежегодно проводится к 23 февраля, ко дню матери - «Мамы – сыночки, папы и дочки», ко дню семьи - «Мама папа, я – спортивная семья», Традиционны: «Марафоны здоровья», сезонные олимпиады «Олимпийцы среди нас», проводы зимы «Уж масленица у ворот». Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей.
Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребёнком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне. Начиная с раннего возраста, дети нашего детского сада участвуют в городских мероприятиях таких как «Ползунки», «Бегунки». А дети постарше принимают участие в городских соревнованиях в большом зале ФОК «Дельфин» «Мама, папа – я спортивная семья», где демонстрируют свою ловкость, быстроту, сноровку, а где то и смекалку. Выпускники ДОУ посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения. В моей работе мне помогают воспитатели. Для того, чтобы они были методически грамотными в вопросах физического развития детей, с ними проводятся мастер – классы такие как «Стречинг», «Степ – аэробика».
Результативность
Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что активное участие семей воспитанников в воспитательно– образовательном процессе, в мероприятиях ДОУ, важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка. Преодолев стеснение во время открытых мероприятий в ДОУ, более активно участвуют в жизни ребёнка в детском саду, а, в последствие, и в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах и т. п.). Делают правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка, на практике осваивают вопросы оздоровления и физического развития ребёнка, становятся участниками открытых мероприятий, таких как праздники, мастер – классы и в дальнейшем поддерживают здоровый образ жизни.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. – М., 1994, — 235 с.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М. : ТЦ Сфера, 2005. с.
3. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М. : Просвещение, 2005. — 190 с.
4. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. – М. ;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.
5. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
6. Петрущенко Н. А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. № 9. –С. 35.
7. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник : https://festival.1september.ru/articles/582167./.