Виноградова Анна Владимировна
Опыт работы по теме: задачи и содержание работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление.
Введение.
Основная аналитическая часть.
Заключение.
Введение
Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.
Публикация «Опыт работы по теме: задачи и содержание работы по освоению детьми образовательной области „Чтение художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с Федеральными государственными требованиями сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.
Цель данной работы : выявить особенности использования произведений художественной литературы в образовательном процессе в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи :
1. Проанализировать основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике.
2. Определить задачи и содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
3. Выявить эффективные формы и методы работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна.
К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.
Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.). Е. А. Флерина отмечала, что овладение искусством выразительного чтения – профессиональная обязанность воспитателя. Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду. Ценно то, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов (например, беседы по прочитанному).
Ученица Е. А. Флериной М. М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий по ознакомлению детей с художественной литературой : чтение или рассказывание одного произведения; чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой; чтение в сочетании с музыкой и др. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.
В дальнейшем проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.
Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.
Целью работы по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач :
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Э. П. Короткова видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе. Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием. «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека». Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними.
Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.
Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
НОД по литературному чтению должны служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.
При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним, кто нравится и почему, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры, часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.
Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области — воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Виды интеграции области «Чтение художественной литературы» с другими областями разделяются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы и по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы существует интеграция с областями «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений) ; «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи) ; «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) ; «Художественное творчество» (развитие детского творчества).
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса область «Чтение художественной литературы» интегрируется с областями Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений) ; «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).
В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.
Таким образом, задачи и содержание работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основная аналитическая часть.
Психолого-педагогическая работа в нашей группе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальной НОД и вне НОД (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).
К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
- интегрированная непосредственная образовательная деятельность, объединяющие содержание разных образовательных областей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество») и др.
- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
- обсуждение произведений известных художников на тему сказок,
- перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
- «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;
- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку», ознакомительный проект «Книжкин дом»,
- НОД с использованием мультимедийных средств,
- экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.
Непосредственную образовательную деятельность по ознакомлению с художественными произведениями детей мы организуем по-разному:
• группу детей для слушания чтения или рассказа воспитателя мы делим пополам;
• в вечерние часы мы занимаемся одновременно со всеми детьми.
При чтении художественного произведения мы используем разнообразные методы и приемы работы с детьми : это и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.
В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Мы используем следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место мы уделяем также упражнениям – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.
Обращаемся к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. В своей работе используем, и другую группу приемов тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, мы используем пересказ по ролям.
Мы считаем, что важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, мы используем с детьми ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка в нашей группе проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.
В группе с детьми и родителями мы проводим литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Они оказывают на детей особое эмоциональное воздействие.
Литературные праздники могут быть посвящены юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме. У нас прошли праздники: «Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др. Мы часто с детьми ходим на экскурсию в детскую библиотеку. Это является эффективным средством приобщения детей к книге, чтению.
В практике нашей работы получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг наши дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.
Таким образом, в работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» мы осуществляем разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.
Заключение
В ходе исследования была выдвинута цель: выявить особенности использования произведений художественной литературы в образовательном процессе группы в соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Изучив литературные источники по данной теме, мы представили в работе основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике, определили задачи и содержание работы группы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Был сделан вывод о том, что целью работы группы по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Были выявлены традиционные формы и методы работы в группе с художественной литературой : чтение, рассказывание, пересказ, беседа, театрализованные представления, а также инновационные: проектная деятельность, непосредственно образовательная деятельность с использованием мультимедийных средств, экскурсии, литературные праздники, игры, экскурсии в детскую библиотеку. Эффективность реализации программы освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» во многом определяется интеграцией ее с другими областями.
Таким образом, мы отмечаем эффективность проводимой работы в нашей группе ДОУ по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
В дальнейшем мы планируем совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, совершенствование предметно – развивающей среды).
Важной перспективой в дальнейшей работе по данной проблеме является установление преемственности во взаимодействии с семьями воспитанников, использование активных форм взаимодействия (семинары – практикума, тренинги, совместные праздники, экскурсии, беседы, совместные проекты по теме).