Евгения Мелещенко
Опыт работы «Семейное чтение как средство воспитания и развития ребенка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Мелещенко Евгения Сергеевна
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Семейное чтение, как средство воспитания и развития ребенка.
Цель: оказание помощи родителям в осознании ценности семейного чтения, как средства воспитания и развития ребенка, как способа духовного сближения детей и родителей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Задачи:
• создать условия для взаимодействия всех участников педагогического процесса по приобщению детей к художественной литературе; повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
• способствовать поддержанию традиций семейного чтения при участии родителей (пап);
• воспитывать бережное отношение к книге.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. К сожалению, воспитательскую роль в основном выполняют мамы, а папы остаются в стороне.
Помочь папам установить дружеские отношения со своим ребенком поможет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Но так ли легко достичь духовной близости и взаимопонимания между папой и ребенком.
Исследования ученых-психологов и педагогов — показывают, что дети, как правило, меньше любят тех родителей, которые стоят в стороне от их воспитания. В нашей группе я провела опрос у родителей: сколько времени они посвящают чтению с детьми. Выяснилась, что мамы читают своим детям почти каждый вечер, а папы не читают вообще, в связи со своей занятостью.
Для родителей я провела семинар практикум «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи и что читать детям старшего дошкольного возраста. Семинар уже приносит свои плоды: мамы благодарили нас за полезную информацию, задавали вопросы, сами советовали, что можно почитать детям, где можно приобрести интересные книги. С помощью пап мы организовали книжный уголок. Для формирования навыка бережного обращения с книгами мы провели игру-занятие «Книжкина Больница». Каждому ребенку было предложено взять по одной книге в книжном уголке и посмотреть, не нуждается ли она в ремонте. На время все стали доктором Айболитом, определяли заболевание и, как говорят врачи, ставили «диагноз» больной книге. Все вылечили свои книги, но в уголке остались еще «больные». Детям было предложено взять их домой и при участии родителей помочь этим книгам. Такие совместные задания объединяют детей и родителей.
Также я решила предложить родителям наших воспитанников проект по работе с семьей «Папа и я читаем всегда!», этому поспособствовало участие в проектах «Единство во имя мира» и «Сказки во имя мира». Этот проект поможет папам установить дружеские отношения со своим ребенком. Мы стала приглашать пап читать детям в группе сказки разных народов мира. Сначала наши папы восприняли отрицательно, в связи со своей занятостью и стеснительностью. По словам пап, оказалось, что детям должны читать мамы. Но потом они согласились. Дети, слушая взрослого мужчину, более проникаются к нему. Мы с родителями подбирали тексты сказок разных народов мира: белорусскую «Пых», немецкую «Метелица», болгарскую «Храбрец-молодец», итальянскую «Ленивая Бручолина» и т. д. Папы стали приходить все чаще, это уже стало традицией, когда папа – гость нашей группы. Папы стали более свободно чувствовать себя со всеми детьми. После прочтения, дети обсуждали героев, рисовали персонажей из прочитанной сказки, создавались выставки рисунков по прочитанным сказкам. Совместно с родителями, мы решили записывать на видео чтения сказок и создали картотеку таких видео сказок. Этот проект дал всем нам только положительные результаты. Согласно опросу, в семьях появилась традиция читать по вечерам и выяснилось, дома стали читать большинство пап (70%).
Детская литература развивает многие способности детей: учит сострадать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без чтения интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства, особенно тогда, когда читают эти книги наши папы.
Литература:
1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. - М. : Просвещение, 1992.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. От рождения до школы. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
4. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М. : -2010 г