Ольга Петровна Куликова
Опыт работы «Творческое развитие дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Московская область, Озёрский район, с. Горы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 «Петрушка»
«Творческое развитие дошкольников, через музыкально-театрализованную деятельность»
Автор: Куликова Ольга Петровна
Публикация «Опыт работы „Творческое развитие дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Первой квалификационной категории
2017г
Опыт работы по теме :
«Творческое развитие дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»
«Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки
красоты, морали и нравственности. А чем они
богаче, тем успешнее идёт развитие духовного
мира детей»
Б. М. Теплов
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Поэтому, так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке.
Поставив перед собой главную задачу поиска нетрадиционных методов развития музыкальных способностей детей, решая при этом ряд важных вопросов:
-как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;
- как научит ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;
-как воспитать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Для решения данной задачи, я как музыкальный руководитель, использую музыкально-театрализованную деятельность. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом.
В процессе музыкально-театрализованных игр, происходит всестороннее развитие детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.
Создаётся творческая атмосфера, которая завораживает ребёнка, помогает раскрыться его уникальным возможностям и способностям на сцене.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству…» (В. А. Сухомлинский)
Актуальность выбранной мной темы на современном этапе является одним из перспективных направлений в развитии и воспитании ребёнка. Знакомясь с современными идеями развивающего обучения, стараюсь придерживаться их главных принципов: развитие, творчество, игра.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный опыт работы по музыкальному воспитанию может быть применён при проведении праздников, развлечений, в игровой деятельности детей, на занятиях по дополнительному объединению.
Основной идеей работы является приобщение детей к искусству, посредством музыкально-театрализованной деятельности, способностью проявлять музыкальное творчество. Для создания единого образовательного процесса незаменимой является проектная деятельность. Тесное сотрудничество с педагогами, несомненно, повышает эффективность воспитания образования детей.
Цель проектной деятельности
• Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи проектной деятельности
• Развивать моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой;
• Развивать и закреплять умение координировать слово с движением;
• Формировать коммуникативные навыки;
• Развитие выразительности речи, мимики, пантомимики;
Совершенствование артистических навыков детей.
Принципы проектной деятельности
• Дифференцированный и индивидуальный подход;
• Доступность;
• Систематичность и последовательность;
• Игровой принцип.
Формы организации музыкально-литературной деятельности
• Совместная музыкально-театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
• Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры, в повседневной жизни;
Мини- игры на занятиях, театрализованные игры спектакли, мини-сценки с куклами, привлечение главной куклы «Петрушки» в решении познавательных задач.
Использование инновационных технологий в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников позволяет приобщить детей дошкольного возраста не только к искусству, но и знакомству с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнению активного словаря и формирование фонетической культуры речи.
Детей очень увлекает многофункциональный светящийся куб. Благодаря разнообразию его цветовой гаммы и техническим возможностям, мы с ребятами придумываем различные игры и движения («Угадай настроение», «Светофор», «Наши ножки, шагают по дорожке» и др.)
Мобильный комплект для организации развивающих занятий, помогает разнообразить музыкальные утренники, праздники, развлечения и сделать их более яркими и интересными.
Новизна и своеобразие в том, что мы используем музыкально-театрализованную деятельность не только в форме тематических развлечений, праздников, игр-драматизаций, но и в нетрадиционных формах работы с детьми.
Инновационная идея заключается и в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнёрами в своей работе.
Театрализованная деятельность. Оказывает разностороннее развитие детей дошкольного возраста.
Игра –как вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребёнку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание, обучаются координации речи с движениями.
Методы работы
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов, ситуаций, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики введения диалога);
• метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём сравнения, а затем создавать в сознании новые образы).
Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности себе.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведению музыкально-театрализованных мероприятий, играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов.
Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога даёт возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придаёт большое значение работе с родителями.
Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Для реализации самостоятельной деятельности, в каждой группе ДОУ имеются игровые зоны «Театр», оснащённые персонажами для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров, и другая атрибутика.
Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, обратила внимание на положительную динамику:
-улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);
-дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
-повысилась эмоциональная отзывчивость;
-дети стали больше проявлять активность и инициативность на занятиях;
-развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта….);
-дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
-появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи);
-появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д;
-дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.
Диаграммы 2016-2017г.
Из диаграмм видно, что до начала проекта детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было -33,5%, с низким – 26%, со средним- 40,5%. После завершения проекта значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем -61%, со средним-30%, а с низким уровнем стало всего -9%. Предполагаемая причина низкого уровня – отсутствие детей по болезни.
С учётом анализа собственного опыта работы, я пришла к выводу, что выстроенная система развития музыкальных способностей детей оказалось наиболее оптимальной и эффективной. На протяжении двух лет воспитанники показали свои умения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличаются ярким, уверенным артистическим исполнением. Я как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности, вижу в их глазах искру радости, желание творить, получаю удовольствие от процесса совместной деятельности.