Аверьянова Наталья Викторовна
Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Всё наше детство практически пролетает в мире игр. Ведь именно они помогают детям усвоить законы и правила взрослой жизни. Это и есть тот самый период становления личности, который закладывает предпосылки нравственных качеств.
В наше время компьютеризации, технического прогресса дети, по причине занятости своих родителей, предоставлены сами себе. Свободное время они находятся за компьютерными играми или телевизионным экраном. А ведь вместо этого достаточно было сесть и почитать книжку со сказками.
Публикация «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Ведь в отличие от добрых сказок, злые персонажи разного рода мультфильмов оказывают отрицательное влияние на детей, проявляется склонность к злу, жестокости, агрессии.
Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что некоторые из них во время игр, общения скованны, стеснительны, мало эмоциональны, у некоторых ребят иногда выражены признаки агрессии. А в театрализованной деятельности, как ни в какой другой, у детей могут проявляться творческое воображение, так же они смогут выражать свои эмоции. Ведь театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, поэтому свою работу я выстроила именно в этом направлении.
Целью работы стало создание условий для формирования нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Исходя из цели, я выделила задачи:
- формировать на положительных примерах героев сказок нравственные качества детей : доброта, честность, трудолюбие, справедливость;
- развивать нравственные качества детей посредством театрализованной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между воспитанниками.
При организации работы с детьми по формированию нравственных качеств посредством театрализованной деятельности я использовала разные виды театров, изготовила атрибуты, костюмы к инсценировкам, декорации, ширму, фланелеграф, связала кукол разных национальностей; разработала картотеку этюдов, подобрала сценарии различных детских постановок, связанные с развитием нравственных качеств.
В книжном уголке оформила подборку сказок, в которых проявляются нравственные качества : любовь к матери, уважение к старшим, взаимопомощь, доброта, справедливость.
Работу по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности я начала в 2020 году с детьми младшего дошкольного возраста. С малышами мы успешно драматизировали знакомые стихотворения и потешки, используя пальчиковый театр.
С детьми среднего возраста мы уже ставили спектакли по сказкам. Я стремилась помочь ребятам самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации.
В старшем дошкольном возрасте уже развивала самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учила понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогали этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения и др. Выполнение таких упражнений приводило к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
Работая в данном направлении, я применила разнообразные приемы: творческие задания на обыгрывание пословиц о дружбе, трудолюбии, взаимопомощи, при выборе ролей детьми, их распределении старалась воспитывать умение уступить друг другу, учитывать интересы других детей, а я назначала наиболее робких, закомплексованных детей на ведущие роли.
Поддерживала инициативу воспитанников в процессе обыгрывания сюжетов сказок во время прогулок, в режимных моментах, во время чтения художественной литературы.
Во время прослушивания сказок можно сказать, что во всех сказках добро побеждает зло. А добро – это эталон положительно направленных нравственных качеств у героев, поэтому герои сказок могут нам служить средством нравственного воспитания.
В процессе театрализованной деятельности, знакомя ребят с героями сказки, обыгрывая их поведение, дети учились оценивать поступки в различных ситуациях, пропуская героев через себя, воспроизводя черты характера этого героя, используя его мимику, жесты, речевую интонацию. Тем самым дети, овладевая навыками театрализованной деятельности, приобретают и нравственно – социальный опыт положительный или отрицательный.
Работа в данном направлении велась в контакте с музыкальным руководителем, учителем – логопедом, сотрудниками Дома – музея поэзии имени Евтушенко.
С музыкальным руководителем подбиралось музыкальное сопровождение, разучивались музыкальные номера для постановок. С учителем – логопедом отрабатывался речевой материал постановок. С сотрудниками Дома – музея было проведено совместное мероприятие «В гостях у домовёнка Кузи». В процессе игр домовёнок развивал у детей такие понятия как доброта, честность, взаимопомощь.
В процессе музыкальных постановок дети проявили творческие способности. В течение 2021 года были показаны музыкальные постановки «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» для воспитанников учреждения. Театрализованное представление «Теремок на новый лад» было показано для родителей на родительском собрании в режиме онлайн. В 2022 году воспитанники приняли участие в городском фестивале самодеятельного творчества «Салют, Победа!» с музыкальной композицией «Мой дедушка герой», проходившего в ДК «Горизонт». Детям были вручены дипломы участников фестиваля.
Вся работа, проделанная мною, не была бы столь эффективной без участия родителей. Родители охотно выполняли порученные задания, учили с детьми предложенные им роли, готовили костюмы для выступлений, изготовили лепбуки по сказкам, связанными с нравственным воспитанием. На родительском собрании я рассказала родителям о важности формирования в семье нравственных качеств, а также рекомендовала художественные произведения по этой теме для чтения и обыгрывания с детьми.
Опытом работы я делюсь с молодыми коллегами. В 2022 году в рамках ГМО воспитателей, работающих на группах старшего возраста и Недели молодого педагога, я представила мастер – класс «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В данный момент я продолжаю вести работу по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Подводя итог, хочу сделать вывод: многие дети свободно владеют импровизацией, вербальными и невербальными средствами общения. Любимые герои сказок стали для них образцами для подражания. Дети стали добрее, трудолюбивее, внимательнее друг к другу.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Литература:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ// Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http//www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. «Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования нравственных основ личности старших дошкольников», Лоскутова Р. Р., Гребнева Л. Г. Йошкар-Ола, 2004 г.