Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики»

Лидия Сайранова
Опыт работы по теме «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста

с использованием ритмопластики»

(опыт работы)

Актуальность

Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики“» размещена в разделах

На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

А разнообразные виды музыкальной деятельности помогают ребенку развивать творчество и дарят ему чудесные мгновения для самовыражения. Детская ритмопластика дарит ребенку огромное удовольствие от движений под музыку, которые он сочиняет сам. Ритмопластика — что это такое?

Ритмопластика — это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмичную музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями.

Занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.

Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.

Цель: формирование двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов ритмопластики на музыкальных занятиях.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей свободному естественному, и выразительному движению, эмоциональному раскрепощению.

Развивающие :

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к танцам, ритмическим движениям путем создания положительного эмоционального настроя.

В своей работе использую следующие программы и методические пособия: «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова, Музыкальные занятия с элементами ритмопластики я начинаю с детьми в возрасте 4-7лет. Они владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта).

С целью совершенствования ритмического чувства часто включалась в темы ритмопластики игра на детских музыкальных инструментах. Исполняя песенки Е. Тиличеевой из музыкального букваря «Ноги и ножки», «Кукла шагает и бегает», «Лесенка» и пр. и, аккомпанируя себе на металлофоне, дети упражнялись в выделении сильной доли такта, на которую в движениях ритмопластики обращалось внимание детей при исполнении хлопков, притопов, в окончании танца либо поклоне. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогало им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега.

В развитии чувства ритма у детей большую помощь мне оказала программа «Ладушки». Использовались речевые упражнения, применялась пальчиковая гимнастика, где с детьми осваивалась равномерная пульсация, наложение простых ритмов друг на друга, что способствовало развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней; на занятиях применялись звучащие жесты, что способствует развитию внимания и координации у детей. Использовались хлопки, шлепки по коленям, притопы. Звучащие жесты использовались, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении. Ребятам нравилось участвовать в подборе «поющих жестов» к песням различного содержания и характера (взмах скрещенными ладонями – улетают птицы, выставление ладошек вверх – падают капельки дождя, круговые движения согнутыми в локтях руками – едет паровоз, движение руки «змейкой» – вьется след).

В ход занятий включались музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца. В несюжетной игре «Игра с бубнами» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений. Например, в игре «Ворон» основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русого народного танца; кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг: дети идут к центру, и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.

На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д. В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом. Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.

В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Танец Анитры» Э. Грига, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.).

Активное слушание музыки.

Дошкольники воспринимают материал преимущественно в игровой форме, что необходимо активно использовать для восприятия классической музыки.

Слушание классической музыки с помощью ритмопластики в старших, подготовительных группах.

Рассмотрим активную форму слушания музыки на примере произведения норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», которую можно использовать в старших, подготовительных группах. Один ребенок выбирается великаном, он садится в центр зала, в «пещеру» и «засыпает». Можно для антуража надеть ему «плащ» или другие атрибуты его героя. Остальные дети под музыку тихо двигаются около пещеры, тихо, стараясь не разбудить героя. Ребята подходят к великану, отходят от него, двигаются вокруг. Во время кульминации композиции великан «просыпается», дети берут бубенцы и выполняют движения с музыкальными инструментами, «отпугивая» от себя героя, который, в свою очередь, выражает себя с помощью атрибута «султанчик». Великан может догонять детей, касаясь их султанчиком.

Здесь используются элементы импровизации, развивается пантомимика. Дети двигаются в соответствие с характером музыки, при этом надо понимать, что красота, слаженность движений – это задача другого вида деятельности – «музыкально-ритмические движения». В данном случае движения нам нужны для того, чтобы выразить свое эмоциональное впечатление от той музыки, которую мы слушаем. Во время подобной деятельности дети вовлечены в процесс и заинтересованы тем, что у них происходит.

При таком подходе на последующих занятиях они снова и снова просят прослушать музыку под названием «В пещере горного короля». Именно таким и должно быть взаимодействие детей с музыкой, когда она становится ими, любима, понятна, когда им хочется взаимодействовать с ней вновь и вновь. При желании можно пригладить движения, добавить необходимую атрибутику, декорации, соответствующее освещение и довести этот этюд до эффектного концертного номера.

Хотелось бы подробней остановиться на некоторых практических приемах.

1. Пантомимические загадки.

После прослушивания характерного музыкального произведения (педагог не называет его) в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются понять и назвать изображаемого персонажа (С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»).

2. Немое кино.

После разбора музыкального произведения попытаться под музыку движениями выразительно рассказать, передать содержание произведения, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи», «Длинноухие персонажи»).

3. Моделирование танцевальной композиции. Изображение характера, настроения музыкального произведения с помощью мимики и жестов (Э. Григ «Ручеек», этюд «Божьи коровки» на музыку П. И. Чайковского).

4. Создание двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»).

5. Создание двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»)

6. Передача эмоционального состояния в зафиксированном движении «Волшебное покрывало», «Фотография».

7. Спонтанный отклик на звучащую музыку: без предварительного прослушивания попытаться просто подвигаться под звучащую музыку (Ф. Шопен «Вальс», С. Прокофьев «Сказочка»).

Вывод

Новизна технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством ритмопластики заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания) так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Система работы по развитию у детей музыкально-ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе.

Первоначальным этапом моего опыта было получение информации о состоянии изучаемой проблемы в практике ДОУ. С этой целью я провела анкетирование родителей с целью выбора основных направлений в развитии творческих способностей детей посредством танца и для реализации поставленных задач было проведено входящее диагностирование детей на предмет выявления творческих способностей. В качестве критериев выбрала следующие параметры:

Музыкально- ритмические движения — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.

Танцевальные движения под музыку - умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений. Выполнение музыкально - танцевальных элементов — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, мягкость, плавность и музыкальность движений рук,

Освоение объема разнообразных композиций и отдельных видов движений

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Результат диагностики показал:

- большое количество средних и низких показателей,

- дети не владеют способностью к импровизации.

Обучение музыкально-ритмическим движениям, в его творческом самовыражении, – целенаправленный и длительный процесс, который нужно реализовывать поэтапно:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения я рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений, отработка выразительности, построение общей композиции.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в танце. На этом этапе я совершенствую качество исполнения упражнений и формирую у детей индивидуальный стиль.

На занятиях я включаю выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучиваю композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда провожу и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений. В музыкально-ритмическом воспитании детей используем разнообразные творческие задания-упражнения, речевые игры, направленные на активизацию внимания, развитие мелкой моторики, освоение пространства зала, перестроения, музыкальности и ритмичности движений.

Учитывая, что творческие способности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно уверяла маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.

При разработке серий занятий я опиралась на материалы А. И. Бурениной, И. Бургомистровой, Н. А. Ветлугиной, С. Рудневой.

Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с педагогами и родителями. Они являются союзниками в приобретении костюмов, в изготовлении атрибутов и декораций по созданию образов.

Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Результат диагностики представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

высокий уровень - ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень - ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень - ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Диагностика проходила на базе детского сада №340 г. Челябинска, с сентября 2023г. по май 2024г. В диагностике приняли участие старшая группа, включающая 20 детей : 5 девочек и 15 мальчиков.

По диагностике сформированной музыкально-ритмической деятельности.

Получены следующие результаты:

Музыкально-ритмические движения :

высокий уровень – 25%

средний уровень – 60%

низкий уровень - 15%

Танцевальные движения:

высокий уровень – 10%

средний уровень - 40%

низкий уровень - 50%

На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.

По результатам заключительной диагностики были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

Музыкально - ритмические движения :

-высокий уровень – 75%,

-средний – 25%

Танцевальные движения:

- высокий уровень – 25%,

-средний –75%

Вывод: Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и различных мероприятиях.

Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.

Литература:

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.

6. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

7. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. «От жеста к танцу» Е. В. Горшкова.

Публикации по теме:

Опыт кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные палочки» с использованием палочек КюизенераОпыт кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные палочки» с использованием палочек Кюизенера Из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста"Волшебные палочки" (палочки Кюизенера) Ребёнок по своей природе исследователь,.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики»
Опубликовано: 26 июня 2024 в 21:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Сайранова (УИ 1342675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД