Лидия Сайранова
Опыт работы по теме «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста
с использованием ритмопластики»
Актуальность
Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмопластики“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
На современном этапе в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
А разнообразные виды музыкальной деятельности помогают ребенку развивать творчество и дарят ему чудесные мгновения для самовыражения. Детская ритмопластика дарит ребенку огромное удовольствие от движений под музыку, которые он сочиняет сам. Ритмопластика — что это такое?
Ритмопластика — это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмичную музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями.
Занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.
Цель: формирование двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов ритмопластики на музыкальных занятиях.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей свободному естественному, и выразительному движению, эмоциональному раскрепощению.
Развивающие :
- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к танцам, ритмическим движениям путем создания положительного эмоционального настроя.
В своей работе использую следующие программы и методические пособия: «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова, Музыкальные занятия с элементами ритмопластики я начинаю с детьми в возрасте 4-7лет. Они владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта).
С целью совершенствования ритмического чувства часто включалась в темы ритмопластики игра на детских музыкальных инструментах. Исполняя песенки Е. Тиличеевой из музыкального букваря «Ноги и ножки», «Кукла шагает и бегает», «Лесенка» и пр. и, аккомпанируя себе на металлофоне, дети упражнялись в выделении сильной доли такта, на которую в движениях ритмопластики обращалось внимание детей при исполнении хлопков, притопов, в окончании танца либо поклоне. Дети ярче ощущали ритмическую пульсацию, что помогало им осваивать скорость танцевальных шагов или танцевального бега.
В развитии чувства ритма у детей большую помощь мне оказала программа «Ладушки». Использовались речевые упражнения, применялась пальчиковая гимнастика, где с детьми осваивалась равномерная пульсация, наложение простых ритмов друг на друга, что способствовало развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней; на занятиях применялись звучащие жесты, что способствует развитию внимания и координации у детей. Использовались хлопки, шлепки по коленям, притопы. Звучащие жесты использовались, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении. Ребятам нравилось участвовать в подборе «поющих жестов» к песням различного содержания и характера (взмах скрещенными ладонями – улетают птицы, выставление ладошек вверх – падают капельки дождя, круговые движения согнутыми в локтях руками – едет паровоз, движение руки «змейкой» – вьется след).
В ход занятий включались музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца. В несюжетной игре «Игра с бубнами» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений. Например, в игре «Ворон» основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русого народного танца; кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг: дети идут к центру, и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.
На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д. В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. Танцевальные упражнения: точный шаг по кругу; выбрасывание ног вперед перед собой на носок и пяточку; хоровод по кругу; «волна» руками; различные прыжки; танцы в парах. Танцевальные постановки с сюжетом. Упражнения также могут выполняться под стихотворения, которые будет зачитывать воспитатель. Так, например, каждое короткое слово произведения может сопровождаться хлопком или шагом. Такие занятия помогают детям познакомиться с понятием чувства ритма.
В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Танец Анитры» Э. Грига, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.).
Активное слушание музыки.
Дошкольники воспринимают материал преимущественно в игровой форме, что необходимо активно использовать для восприятия классической музыки.
Слушание классической музыки с помощью ритмопластики в старших, подготовительных группах.
Рассмотрим активную форму слушания музыки на примере произведения норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», которую можно использовать в старших, подготовительных группах. Один ребенок выбирается великаном, он садится в центр зала, в «пещеру» и «засыпает». Можно для антуража надеть ему «плащ» или другие атрибуты его героя. Остальные дети под музыку тихо двигаются около пещеры, тихо, стараясь не разбудить героя. Ребята подходят к великану, отходят от него, двигаются вокруг. Во время кульминации композиции великан «просыпается», дети берут бубенцы и выполняют движения с музыкальными инструментами, «отпугивая» от себя героя, который, в свою очередь, выражает себя с помощью атрибута «султанчик». Великан может догонять детей, касаясь их султанчиком.
Здесь используются элементы импровизации, развивается пантомимика. Дети двигаются в соответствие с характером музыки, при этом надо понимать, что красота, слаженность движений – это задача другого вида деятельности – «музыкально-ритмические движения». В данном случае движения нам нужны для того, чтобы выразить свое эмоциональное впечатление от той музыки, которую мы слушаем. Во время подобной деятельности дети вовлечены в процесс и заинтересованы тем, что у них происходит.
При таком подходе на последующих занятиях они снова и снова просят прослушать музыку под названием «В пещере горного короля». Именно таким и должно быть взаимодействие детей с музыкой, когда она становится ими, любима, понятна, когда им хочется взаимодействовать с ней вновь и вновь. При желании можно пригладить движения, добавить необходимую атрибутику, декорации, соответствующее освещение и довести этот этюд до эффектного концертного номера.
Хотелось бы подробней остановиться на некоторых практических приемах.
1. Пантомимические загадки.
После прослушивания характерного музыкального произведения (педагог не называет его) в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются понять и назвать изображаемого персонажа (С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»).
2. Немое кино.
После разбора музыкального произведения попытаться под музыку движениями выразительно рассказать, передать содержание произведения, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи», «Длинноухие персонажи»).
3. Моделирование танцевальной композиции. Изображение характера, настроения музыкального произведения с помощью мимики и жестов (Э. Григ «Ручеек», этюд «Божьи коровки» на музыку П. И. Чайковского).
4. Создание двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»).
5. Создание двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»)
6. Передача эмоционального состояния в зафиксированном движении «Волшебное покрывало», «Фотография».
7. Спонтанный отклик на звучащую музыку: без предварительного прослушивания попытаться просто подвигаться под звучащую музыку (Ф. Шопен «Вальс», С. Прокофьев «Сказочка»).
Вывод
Новизна технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством ритмопластики заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания) так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Система работы по развитию у детей музыкально-ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе.
Первоначальным этапом моего опыта было получение информации о состоянии изучаемой проблемы в практике ДОУ. С этой целью я провела анкетирование родителей с целью выбора основных направлений в развитии творческих способностей детей посредством танца и для реализации поставленных задач было проведено входящее диагностирование детей на предмет выявления творческих способностей. В качестве критериев выбрала следующие параметры:
Музыкально- ритмические движения — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Танцевальные движения под музыку - умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений. Выполнение музыкально - танцевальных элементов — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, мягкость, плавность и музыкальность движений рук,
Освоение объема разнообразных композиций и отдельных видов движений
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Результат диагностики показал:
- большое количество средних и низких показателей,
- дети не владеют способностью к импровизации.
Обучение музыкально-ритмическим движениям, в его творческом самовыражении, – целенаправленный и длительный процесс, который нужно реализовывать поэтапно:
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения я рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений, отработка выразительности, построение общей композиции.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в танце. На этом этапе я совершенствую качество исполнения упражнений и формирую у детей индивидуальный стиль.
На занятиях я включаю выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучиваю композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда провожу и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений. В музыкально-ритмическом воспитании детей используем разнообразные творческие задания-упражнения, речевые игры, направленные на активизацию внимания, развитие мелкой моторики, освоение пространства зала, перестроения, музыкальности и ритмичности движений.
Учитывая, что творческие способности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно уверяла маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.
При разработке серий занятий я опиралась на материалы А. И. Бурениной, И. Бургомистровой, Н. А. Ветлугиной, С. Рудневой.
Неотъемлемой частью моей деятельности является работа с педагогами и родителями. Они являются союзниками в приобретении костюмов, в изготовлении атрибутов и декораций по созданию образов.
Работая углубленно по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Результат диагностики представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.
высокий уровень - ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
средний уровень - ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
низкий уровень - ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Диагностика проходила на базе детского сада №340 г. Челябинска, с сентября 2023г. по май 2024г. В диагностике приняли участие старшая группа, включающая 20 детей : 5 девочек и 15 мальчиков.
По диагностике сформированной музыкально-ритмической деятельности.
Получены следующие результаты:
Музыкально-ритмические движения :
высокий уровень – 25%
средний уровень – 60%
низкий уровень - 15%
Танцевальные движения:
высокий уровень – 10%
средний уровень - 40%
низкий уровень - 50%
На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
По результатам заключительной диагностики были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Музыкально - ритмические движения :
-высокий уровень – 75%,
-средний – 25%
Танцевальные движения:
- высокий уровень – 25%,
-средний –75%
Вывод: Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и различных мероприятиях.
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Литература:
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
5. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
6. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.
7. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
8. «От жеста к танцу» Е. В. Горшкова.