Лариса Кобец
Опыт работы «Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Поэтому, я считаю, чрезвычайно актуальным, ознакомление детей с народной культурой и народными традициями их малой родины - Брянской области.
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к традициям и культуре своего народа“» размещена в разделах
Культура, традиции, обряды, это не просто история - это ценности, национальная гордость каждого народа. Русская культура богата и разнообразна праздниками, обычаями, традициями, фольклором. Все значимые события на Руси отмечались шумными веселыми гуляньями, устраивались ярмарки.
Концептуальность.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Считаю невозможным вовлечение детей в процесс приобщения к традициям и культуре своего народа без научного обоснования национальных факторов. В детском саду созданы все условия для проведения тематических проектов, воплощения их практических элементов в повседневную жизнь, предусмотрена постоянная возможность участия детей в их реализации.
По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Посредствам проектной деятельности я сумела систематизировать
накопленный материал, помогающий эмоционально, творчески приобщать дошкольников к традициям и культуре своего народа.
Удачной находкой и открытием для меня стала возможность сравнения семейных традиций воспитанников. В этом мне помогают их родители. Использование в проектной деятельности материалов домашних архивов, видение в них различий и сходств между собой, способствуют развитию у детей чувства гордости за свою семью.
Поэтому я стала включать в проектную деятельность сведения об истории и культуре Брянской области, (откуда, преимущественно, родом родители моих воспитанников, во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую.
На протяжении нескольких лет работы мной были разработаны и проведены проекты, которые помогли познакомить детей с народными праздниками и традициями :
Проект «Как рукодельница семью одевала. Чудо-пояс» .
Предварительной работой к воплощению проекта были : просмотр тематического альбома «Русская народная вышивка», показ презентаций, ООД по познавательному развитию «Брянская вышивка», «Рукоделие жителей Брянщины». Тематическая экскурсия в мини-музей нашего детского сада. Из экскурсии дети узнали, как в старину крестьянка одевала семью. Какую одежду шила, вязала, с древнейшим орудием женского труда - прялкой. Дети увидели и прикоснулись к прялке. Узнали о том, что прялка была оберегом, защищала людей от несчастий, болезней, нечистой силы. Также узнали, как в старину плели пояса на пальцах, на дощечках, на берде.
Проект «Хлеб – всему голова». В реализации проекта дети встретились с бабушкой, которая в русском народном костюме рассказала, как в старину выращивали хлеб. (В процессе работы над проектом дети узнали, как раньше управлялись с цепом для обмолота зерна, как работал пахарь на поле, как вязали снопы). Сами выпекали хлеб и булочки, угощали сотрудников детского сада.
Фольклорно-развлекательный проект «Широкая масленица» (февраль-март 2022).
В ходе проекта детям были предложены просмотры видеороликов, слушание закличек, разучивание и пение частушек, знакомство и разучивание игр и хороводов, изготовление куклы-Масленицы, работа с солёным тестом (выпекание блинов, баранок, чаепитие.
Другие проекты, такие как: «Яблочный спас», «Пасху радостно встречаем!»,
«Сказка своими руками» вызвали у детей интерес и позитивные эмоции с желанием участия в инсценировках и изготовлении с родителями игрушек и предметов по теме проекта.
Результативность.
В результате участия в каждом из проектов дети получали новый опыт, новые знания, которые способны применить в своей повседневной деятельности. После завершения проекта дети полученные навыки реализовывали в изготовлении поясов для рубашек, рукавичек для ухвата, в замесе теста, раскладывании его по формам для выпечки, изготовлении своими руками кукол, пасхальных куличей, расписывании яиц, изготовлении из папье-маше яблок, фигурок для пальчикового и театра би-ба-бо. В ДОУ проводились тематические экспресс-выставки с участием семейного творчества, по итогам которых определялись победители с награждением их грамотами. Также проводились проектно-итоговые тематические занятия с приглашением педагогов детского сада и родителей детей. В завершении каждого проекта дети принимали участие в развлечениях с чтением заученных стихов, пением песен, и исполнением обрядовых игр и танцев.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования для приобщения детей к традициям и культуре своего народа.
Свой опыт работы по приобщению дошкольников к традициям и культуре своего народа через проектную деятельность рекомендую для использования педагогам-дошкольникам, а также педагогам начального звена средних общеобразовательных школ.