Татьяна Ткачёва
Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, а в игре он познает мир.
С. И. Мерзляков
Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственный прежде всего.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается речь, творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Публикация «Опыт работы по теме „Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Планирование работы по речевому развитию c использованием театрализации осуществляется в соответствии с рабочей программой, разработанной нами по своей возрастной группе с учетом интеграции образовательных областей. В перспективном плане мы указываем задачи, методы, приемы и оборудование, словарную работу.
Для развития театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия, создана предметно-развивающая среда (уголок театрализованной деятельности, содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данной группы, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.
В уголке широко представлены:
Различные виды театров
- Театр петрушек (би-ба-бо) : «Теремок», «Колобок», «Маша и медведъ», «Семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»
- Пальчиковый театр : «Пых», «Репка», набор кукол
- Варежковый театр : «Кот, петух и лиса»
- Театр на фланелеграфе : «Кот, петух и лиса», «Зимовье»
- Настольный театр плоскостных фигур : «Лиса и волк»,«Красная шапочка», «Маша и медведь», «Смоляной бычок», «Лиса и волк», «Маша и медведь».
- Конусный театр : «Теремок»
- Коробковый театр : «Лесные хоромы»
- Теневой театр : «В лесу родилась ёлочка», «Ёж и заяц», «Колобок», «Кот петух и лиса».
- Театр дергунчиков : «Два жадных медвежонка»
- Дисковый театр : «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Гуси-лебеди».
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски).
Во время представлений, театрализованных игр у детей активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; а так же развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; Участие в театрализованных представлениях доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Подготовку к спектаклю начинаем с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Проводятся выступления детей старших групп перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Детям нашей группы очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. В нашей группе нами положительно оцениваются самостоятельно поставленные спектакли, так как положительный отклик педагога помогает преодолеть некоторую застенчивость, помогает поверить в себя, раскрепостить ребенка.
Так же в работе с детьми мы используем :
- театральные игры, такие как: «Загадки без слов», «Поиграем. — угадаем», «Моя Вообразилия». «Договорим то, чего не придумал автор», игры на пальцах: игра с воображаемым объектом и т. д.
которые являются одним из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя. они рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию и т. д. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
- приемы превращения, которые дают ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение.
- этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения. - Этюды на выражение эмоций и движений
- Логоритмика
Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. В нашей группе были изготовлены декорации к русским народным сказкам. После изготовления декораций, разучивания ролей, показа спектаклей, дети полны новых идей, предложений.
Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.
Формы работы с родителями :
• Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «Чем хороши театрализованные игры?», «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Кукольный театр : кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка». Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
• Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «По страницам сказок», фото выставка «Домашний спектакль»)
• Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
• Творческие мастерские (именно здесь родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, а так же делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Данная работа даёт положительный результат, во многих семьях целенаправленно родители стали совместно с детьми читать произведения, просматривать видеофильмы. практиковать развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Не менее важным направление в системе по развитию связной речи и воображения посредством театрализованной деятельности, является сотрудничество воспитателей группы и педагога-логопеда, а также музыкального руководителя.
Работа с этими специалистами проводится по следующим направлениям:
• Консультирование воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)
•
Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателем
• Рекомендации педагогов-специалистов по работе с детьми.
На занятиях дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев.
Анализ работы показал, что развитие ребенка через театральную деятельность дает положительные результаты (). Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.