МААМ-картинки

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр

Людмила Басова
Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр.

Так что же понимается под мелкой моторикой рук?

Мелкая моторика рук — последовательная точность движений, которая нужна для выполнения различных действий от самых простых до самых сложных с мелкими предметами, при которых задействуются кисти и пальцы рук. (слайд 1) «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

Темочки:

Мозг и пальцы рук взаимосвязаны. Это связано с тем, что речевой центр и моторный располагаются очень рядом друг с другом. Поэтому при хорошем развитии моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. (слайд 2)

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития. Младшие дошколята, у которых мелкая моторика развита на низком уровне, испытывают проблемы с удержанием в руках каких-либо мелких предметов. Такие дети неловко держат фломастер, вилку, ложку, ручку, у них возникают проблемы при застегивании пуговиц, кнопок, они не могут зашнуровать обувь самостоятельно, застегнуть молнию. Им бывает очень трудно собрать конструктор, который рассыпался на пол, не могут собрать пазлы, счетные палочки, нанизывать бусины на шнурок. Ребенок с неразвитой моторикой отстает в психомоторном развитии, появляются проблемы с речью. Сегодня развитие моторики предполагает выполнение специальных упражнений с ребенком. Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями на развитие мелкой моторики рук, необходимо проводить занятия в виде полезных и увлекательных дидактических игр, и начинать обучение с самого простого, а потом постепенно переходить к более сложному. Можно использовать нетрадиционные материалы для внесения элементов новизны в игру. Дидактическая игра - средство обучения и воспитания, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. (слайд 3) Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. (слайд 3) В процессе проведения дидактических игр с детьми происходит активное развитие двигательных сфер в определенной последовательности: безусловные двигательные рефлексы (появившиеся еще в период новорожденности и первых месяцев жизни) сменяются на условно-рефлекторные движения. В младшем дошкольном возрасте, при развитии моторики, одну из главных позиций занимают действия на соотнесение.

Дидактическая игра определяется как игра с установленными правилами, которые устанавливаются взрослым (воспитателем). Преимущество дидактической игры перед свободной игровой деятельностью ребенка в том, что у нее есть развивающая и образовательная направленность более узкого характера, чем в свободной, спонтанной игровой деятельности ребенка.

Содержание дидактической игры-всегда осуществление какой-либо умственной задачи.

Дидактическая игра - явление сложное, но имеющее свою структуру, состоящую из основных элементов, характеризующих игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно: дидактическая (обучающая) задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат игры (подведение итогов).

Все дидактические игры делятся на три основных вида: словесные, настольно-печатные и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

Важным средством развития в дидактических играх служит разнообразие применяемого воспитателем наглядного материала. В работе с детьми успешно используются разнообразные дидактические игры по развитию мелкой моторики и познавательных процессов промышленного изготовления. Но можно проявить творчество и изготовить пособия самостоятельно. Эти игры будут не менее эффективны в работе с дошкольниками и интересны им.

Сенсорное развитие ребенка в аналитической игре происходит в непосредственной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в предложении. Чтобы разрешить игровую задачу, нужно сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, объединять, делать выводы.

Испытанным средством формирования мелкой моторики рук будут такие дидактические игры :

1. Игры с конструктором. (слайд 4)

Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речевых зон коры головного мозга. 2. Игры с прищепками. (слайд 5)

Прищепки - тренажер, развивающий мускулатуру пальцев отличный способ тренировать щипковый захват у ребенка. Игры с прищепками способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти, развивают пространственное представление, речь, воображение.

3. Пазлы. (слайд 6)

Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

4. Шнуровки. (слайд 7)

Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

5. Игры с пуговицами. (слайд 8)

Игры с пуговицами просты и разнообразны, не требуют особых навыков, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Особенно полезны пуговицы для тренировки мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую влияет на развитие речи и мышления.

6. Игры с мозаикой. (слайд 9)

Для развития мелкой моторики широко используются мозаики различного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети учатся сортировать мозаику по цвету, выкладывать дорожки, простые узоры.

7. Игры с крупами, фасолью и горохом. (слайд 10)

Игры с сыпучими материалами, мелкими предметами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов, развивают чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие.

8. Игры с природными материалами. (слайд 11)

Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

9. Игры с пробками. (слайд 12)

Позволяют зрительно определять их местоположение и подбирать крышки по цвету, воспитывают усидчивость и интерес к обучению.

Роль дидактических игр в формирования мелкой моторики весьма значительна. Дидактические игры здесь выполняют и обучающую и диагностическую функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Список литературы:

1. Алиева, Е. А. Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ / Е. А. Алиева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 1-4.

2. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2017 — 64 с. (Библиотека Логопеда).

3. Интернет -ресурсы:

https://ovchinnikova-dmdou20.edumsko.ru/articles/post/2684769.

https://www.art-talant.org/publikacii/7849-razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-3-4-goda.

https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html.

• https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-3-4-let.7897926081/?ysclid=m1xb5uv1tv690518635.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 09:13
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Басова (УИ 2562537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД